Я пришла работать в школу в прошлом учебном году, до карантина и всех дальнейших событий, связанных с дистанционной учебой. Но те изменения, которые "вынудили" нашу систему образования встать на новые рельсы, начались намного раньше. Почему российская школа уже не будет такой, какой была раньше? Что изменилось за последние годы?
1. Изменения, связанные с переходом в формат электронного журнала, электронных форм отчетности стали последним ударом для тех учителей, кому за 60. Для них все, что связно с техникой, компьютерами и цифровыми технологиями - темный лес. А уж про онлайн-уроки и дистанционное обучение вообще молчу. Это не упрек в плане компетенций и навыков, а факт: разница поколений. Те, кто родился после 2000, иначе их называют"digital natives", дружат с технологиями как воздухом дышат. Для них даже не существует вопроса, куда нажать и как скачать. То же касается и 20-30-летних. Поколения постарше, 30-40, 40-50 адаптируются: кто-то со скрипом, кто-то легко. Но для 60,70-летних коллег, я это вижу, технологии выступают не прогрессом, а унижением! Потому что проработав 40, 50 лет в школе, являясь высококлассными профессионалами, специалистами, при знакомстве с технологиями учителя выступают в роли детей, причем, плохо обучаемых. Несколько человек из моей школы собираются уходить после этого учебного года.
2. Уходит "старая гвардия", приходят новые поколения. Коронавирус, карантин и кризис этого года отразились не только на школе. В этом учебном году в школу буквально "прибежали" люди, раньше не имеющие никакого к ней отношения. Сытые 2000е и 2010 манили людей идти куда угодно работать, но только не в школу. Теперь все меняется: стабильность, пусть даже не шибко хлебная, лучше, чем вообще ничего и отсутствие работы. Так что, теперь не "учителя в бизнес идут", а наоборот.
3. Меняются методы и приемы обучения. В век Гугла, ТикТока и Алисы сложно удерживать внимание детей прежними приемами: лекциями, длинными кусками текста и монотонной зубрежкой. В этом и нет теперь большого смысла: если информацию можно найти быстрее, чем ее прочитать и выучить, зачем тогда запоминать? Гораздо ценнее становится навыки критического осмысления материала, его фильтрации, систематизации.
4. Мы сталкиваемся с палкой о двух концах: с одной стороны, смысла учить и запоминать большие объемы информации нет. С другой стороны, умение работать с большими массивами текста тренирует концентрацию и развивает мышление, а заучивание тренирует память. Вот и дилемма: во всех ли профессиях в 21 веке требуется повышенная концентрация, критическое и глубокое мышление? Если основная масса людей будет критически и глубоко мыслить, то как ими управлять? Это проблема не только для России, наоборот, мы пока плетемся в последнем вагоне западного поезда, где система образования давно уже выполняет стратифицирующую функцию. Германия - основная школа, реальная школа, гимназия. Трехчастная модель в Италии. Частные школы с высоким уровнем образования в Англии и США, и массовые школы, дающие весьма средний уровень образования. И только в России пока государство как нерешительная красна девица: то ли идти по европейскому пути, то ли возвращать советскую модель, то ли опять искать "свой особый путь".
5. Индивидуализация обучения. Уже сейчас мы видим, что получение школьного образования - это не 5 дней по 6-7 уроков. Это еще и репетиторы, курсы. Успевает ребенок или не успевает, сбирается сдавать ЕГЭ\ОГЭ по предмету или нет - многие родители считают, что уровень знаний, получаемый в школе, не достаточный. Нужен индивидуальный подход. Ревнители советского образования возразят, что это все блажь, "Раньше вот учились сами и без репетиторов сдавали". Ага. Во-первых, теперь содержание экзаменов по многим учебным предметам (говорю только за те, с которыми сталкивалась сама: профильная математика, английский, обществознание, история) превышает содержание учебной программы. Потому что то же ЕГЭ теперь - не столько экзамен, демонстрирующий как ребенок усвоил школьную программу, сколько ступень для поступления в ВУЗ. А во-вторых, изменившаяся концентрация внимания у детей, конкуренция образованию со стороны соц.сетей, игр, и других развлекалок делают получение хорошего образования в классе, где сидит 30 человек, практически невозможным. Вот тут и появляются репетиторы, частные школы, которые более гибко подстраиваются под меняющиеся реалии, легче адаптируются к цифровым вызовам, внедряют новые методики.
Что, на ваш взгляд, изменится в школе за последний год? Куда идет наша система образования?