Наше поколение тридцатилетних — счастливые люди.
...Я выложила на кассе три одинаковые розовые коробки и попросила уточнить цены: в приложении магазина на этих кукол обещали дикую скидку, а ценник в торговом зале сообщал, что цена прежняя. Продавец улыбнулся мне, отметив, что я сделала отличный выбор. Я улыбнулась в ответ — мол, давно хотела этих кукол. Целый год решалась. А тут скидка. А впрочем, даже если не скидка, заверните все равно. Хочу и точка!
Рядом стояла мама с дочкой лет семи. Девочка внимательно наблюдала за моим восторгом, кинула равнодушный взгляд на кукол. Ее мама тоже не осталась в стороне: давай, говорит, и тебе таких купим? Хорошие же! Я подтвердила: да. Хорошие. Просто чудо. И это вы их еще не трогали — просто из рук выпускать не хочется.
Девочка ответила маме, что кукол ей не надо. Да, и такую. И вот эту не надо. Да, хорошие куклы. Но не хочется, спасибо.
Это поколение детей, у которых все было. И будет в любой момент — пусть не айфон последней модели, но уж кукла-то за 10€ — точно. И это дети со здоровым потребительским поведением. Кукла — просто кукла. Мороженое в Макдоналдсе — просто мороженое. Иногда хочется, иногда нет. Не надо хватать все подряд, как оглашенные, дефицита-то не предвидится.
Но мы, дети девяностых, по-прежнему подвержены магии вещей. В этом есть опасность — сверхпотребление, каждый из нас наверняка прошел стадии захламления и расхламления, может, сидит на «потребительской диете» от Мари Кондо или иных минималистов, так или иначе — потребительское поведение тридцатилетних неровное. Даже нервное. Иногда — компульсивное.
Но есть в этом и плюсы. Радость от тех трех розовых коробочек с куклами не прошла у меня до сих пор. Детская нехитрая зашкаливающая радость обладания красивой вещью. Не торопитесь обвинять меня в примитивности: радость обладания несет за собой вдохновение, желание заниматься творчеством, поиск нужного места, ракурса и композиции для фотографий.
Тут должна быть мораль: мол, нонеча не то, что давеча и прочее. Но морали не будет. Наши дети станут разумными потребителями. К тому же стремлюсь и я. Но не с куклами.
Нет, только не с куклами.