Найти тему
Армянский музей Москвы

Почему Азербайджан не имеет никаких прав на Арцах?

монастырь Дадиванк, Арцах    nat-geo.ru
монастырь Дадиванк, Арцах nat-geo.ru

Расхожим стереотипом азербайджанской пропаганды, воспринятым, к сожалению, частью мирового сообщества еще с начала 90-х годов прошлого столетия, является якобы нарушение территориальной целостности Азербайджана самим существованием Республики Арцах. Именно принцип территориальной целостности — значимый постулат международного права — является основным аргументом, которым Баку обосновывает свои претензии на самоопределившуюся армянскую территорию. Однако это — ложь, которая, впрочем, стабильно сопровождает самые разные внешне- и внутриполитические мероприятия Азербайджана.

Карта Арцаха. Источник: hayweb
Карта Арцаха. Источник: hayweb

На самом деле Арцах, или Нагорный Карабах, в состав независимой республики Азербайджан никогда не входил. Впервые азербайджанская государственность, как мы помним, увидела свет в 1918 году, после распада Закавказской федерации и образования Азербайджанской демократической республики. Это государство просуществовало до 1920 года, и Нагорного Карабаха в его составе не было.

АДР пыталась претендовать на данный край, который в то время тоже самоопределился, избрав собственный Совет армян, и даже вела войну против него и поддерживавшей его Армении, которую проиграла. В итоге весной 1920 года Карабах вошел в состав Первой республики Армения. Затем, после советизации и Азербайджана, и Армении, Нагорный Карабах был объявлен спорной территорией. Лишь в 1921 году решением Кавказского бюро Центрального комитета Российской коммунистической партии (большевиков) он на правах автономии вошел в состав Советской социалистической республики Азербайджан — сначала зависимой по отношению к Советской России, а затем, с 1922 года — части СССР.

10 декабря 1991 года Нагорный Карабах, соблюдая все нормы и советского законодательства, и международного права, на референдуме объявляет о выходе из Азербайджанской ССР — за 19 дней до того, как сам Азербайджан вышел из состава Советского Союза. Таким образом, Арцах никогда не являлся частью независимого Азербайджана. Более того, современная Азербайджанская республика объявила себя правопреемником не Советского Азербайджана, а АДР, и по этой причине, тем более, на Нагорный Карабах претендовать не может. Кстати, та же ситуация и с Нахичеванью, также армянской областью, отданной Советской Россией Азербайджану, и к этому вопросу, полагаем, вернуться столь же необходимо.

Еще один, хотя и гораздо более слабый азербайджанский аргумент, якобы легитимизирующий претензии Баку на Арцах, — автохтонность азербайджанского населения на этой территории и пришлость армянского. Тезис, действительно, крайне слабый, потому что, согласно данным науки, армяне на этой территории появились, минимум, в VII столетии до н.э., а  Арцах входил и в государство Урарту, и в царство Ервандидов. Он являлся 9-й провинцией Великой Армении, и о нем, как о части данного государства, писал, например, древнеримский историк Страбон в I в. н.э. Даже входя в состав других гособразований, например, сравнительно короткое время — Кавказской Албании, Арцах сохранил, и, в некотором смысле, законсервировал свою армянскую идентичность.

На территории республики — множество памятников армянской культуры, как христианских (например, открытый еще первокрестителем Армении Григорием Просветителем в IV веке монастырь Амарас, где в V веке отец армянской письменности Месроп Маштоц основал первую школу), так и дохристианских (например, построенный царем Тиграном Великим в I в. до н.э. Тигранакерт).

Монастырь Амарас. Фото: Armeniantrip
Монастырь Амарас. Фото: Armeniantrip

Что касается даже не азербайджанцев (напомним, это название появилось лишь в начале XX века), а тюрок, то они появились в Нагорном Карабахе лишь в XVIII веке, и основали там Карабахское ханство. Последнее не было государством и являлось лишь вассальным княжеством по отношению к Персии, которая владела в те времена этой территорией. Поэтому невозможно говорить, ни об автохтонности азербайджанцев в Карабахе, ни о какой-либо «азербайджанской государственности» на этих землях. Была лишь тюркская экспансия в регион проживания армян, которая то приостанавливалось, то возобновлялась.

Мы понимаем высоту полета мыслей азербайджанских историков, политиков и идеологов. Последняя иногда настолько впечатляющая, что президент Азербайджана претендует на столицу Армении Ереван или северные провинции Ирана, а его придворные историки пишут «научные работы» о том, что Тифлис (Тбилиси) — «азербайджанский город». Они же утверждают, что московский Кремль основал азербайджанец Керимли. Есть и такие, которые не сомневаются в участии азербайджанцев в открытии Америки. Когда подобного рода мнения остаются просто мнениями, тиражируясь лишь низкопробными желтыми изданиями, локальными блогами или Академией наук Азербайджана — все это имеет место быть и лишь продлевает жизнь читателям. Однако современный Азербайджан сделал историческую ложь основанием для своей внешней политики, и на этом основании развязал уже вторую крупномасштабную войну. Полагаем, данный факт — яркое свидетельство необходимости честного изучения истории и пагубности исторических мифов и измышлений сказочников и политиков от науки. Арцах — это армянская земля, как бы ни пытались солгать о ней соседи. Арцах — это Армения.

Антон Евстратов,
кандидат исторических наук,
преподаватель Российско-Армянского (Славянского) университета,
журналист, заместитель главного редактора портала Kavnews,
специально для Армянского музея Москвы