Если вы решили внедрить CRM для своего бизнеса, то формулирование задачи на внедрение — это важный вопрос.
Потому что если сформулировать задачу слишком высокоуровнево, вроде «Внедрить CRM», то тогда вы даёте слишком много свободы подрядчику в трактовке вашей задачи в то, что действительно он будет делать. На выходе вы можете получить совсем не то, что в итоге даст выгоду для компании, будь то финансовая отдача или лояльность клиентов.
В обратном же случае, если задачу на внедрение сформулировать слишком конкретно, то произойдёт обратный эффект — вы зажмёте подрядчика в свои рамки понимания возможностей CRM, в то время как знать эти возможности вы, как не специалист в этой области, можете далеко не все.
В этой статье я предложу 3 разных подхода к формулированию задачи на внедрение CRM, чтобы вы нашли ту золотую середину, благодаря которой подберёте профессионального CRM-интегратора по своему бюджету.
Подход первый. От основного бизнес-процесса
В компании много разных бизнес-процессов. Они бывают сквозные, основные, вспомогательные. Методик описания бизнес-процессов очень много. И на самом деле не очень важно, какую именно методику применять, либо двигаться в этом вопросе вообще на своих ощущениях владельца или руководителя бизнеса. Если вы хорошо знаете своё дело, которым занимаетесь не первый год, то вы в любом случае сможете достаточно адекватно предположить, какой бизнес-процесс у вас основной.
Далее проанализируйте его от начала и до конца, желательно разбив на условные этапы и найти те места, где требуются улучшения. Что можно привести в пример? Может у вас теряется часть заявок от клиентов на входе в бизнес-процесс? Может быть есть проблемы с коммуникацией между вашими продавцами и клиентами, и чтобы выявлять конкретные случаи, вам нужна прозрачность работы отдела продаж? Может быть вам не хватает инструментов аналитики?
Выявите болевые точки по вашему основному бизнес-процессу, перечислите их, дополните тем, что считаете нужным (может быть у вас уже есть какие-то предпочтения, какую именно CRM хотите) и ваш запрос на внедрение готов. Пусть сами интеграторы задают уточняющие вопросы, которые им нужны для расчёта коммерческого предложения, они сами знают, какие данные нужны, у каждого своя методика расчёта стоимости и сроков.
Подход второй. По списку проблем
Определите первоочередные для решения проблемы своего бизнеса, возможно о каких-то проблемах подскажут руководители отделов или сами менеджеры.
- Много времени уходит на подготовку договоров
- Неудобно делать обзвоны
- Неудобная коммуникация — в разных чатах/мессенджерах теряется важное
- Неудобно ставить задачи
— так могут звучать проблемы, которые вам может быть важно решить с помощью внедрения CRM.
Подход третий. От возможностей какой-либо конкретной CRM или «сделайте нам также»
Возможно вы посмотрели видео про какую-либо CRM или прочитали чей-то кейс о внедрении и видите, что вам это тоже подойдёт. Сформулируйте запрос на внедрение из ссылки на исходный материал и подписью, что вас заинтересовало именно это и нужно предложение на внедрение этой CRM для вашей компании. Неопытный интегратор в ответ на такой запрос отправит типовое коммерческое предложение на «пакетное» внедрение (и иногда пакетного внедрения действительно достаточно), опытный же интегратор в любом случае задаст ряд уточняющих вопросов.
Выберите тот подход из трёх предложенных, который вам подходит больше всего, сформулируйте свою задачу на внедрение по выбранному подходу и рассылайте запросы на внедрение по интеграторам. Так вы сможете найти того интегратора, который сможет вам рекомендовать то, чего вы сами можете ещё не знать о CRM, но при этом не получите кота в мешке.
Полезные ссылки по теме:
- Идеи задач для запроса на внедрение можно посмотреть в этой статье
- Где и как искать профессионального интегратора, читайте здесь
- И как его выбрать, читайте здесь