Коронация Императора была самой важной частью монархического ритуала, к этому торжеству долго готовились и не допускали при ее проведении ни малейшей импровизации.
Поэтому вполне естественно, что любое событие, нарушившее ход этой церемонии вызывало всеобщий интерес и порождало толкования и пересуды. По таким неожиданным (иногда действительно роковым) деталям, обыватели часто судили о том, каким будет грядущее царствование.
Во время коронации Николая I неприятный инцидент произошел уже ближе к окончанию торжественной службы в Успенском соборе Московского Кремля, когда Император в полном облачении получал поздравления от членов своей семьи.
В этот момент, Николай I в порыве чувств обнялся со своим старшим братом Константином, при этом золотая фигурная цепь ордена Андрея первозванного на груди царя зацепилась за украшения мундира на груди царского брата.
Ни царь ни его брат не смогли самостоятельно отцепиться друг от друга и на помощь им пришлось прийти стоявшим рядом родственникам.
Современник события мемуарист М.Дмитриев так эмоционально написал об этом: "(...)и насилу смогли расцепить их!(...)". Если учесть, что по старшинству должен был править именно Константин Павлович, то это неожиданная зацепка имела довольно символический характер.
Следует отметить, что Николай I скончался в разгар Крымской войны, буквально запутавшись в неудачах на фронте, плохом снабжении армии и других негативных факторах приведших Россию к поражению в той войне.
Тот же мемуарист Дмитриев отметил, что наследник престола - восьмилетний Александр всю коронацию своего отца тихо проплакал. Неудивительно, что к началу его собственного царствования, цесаревичу досталась страна глубоко погрязшая в тяжелейшей войне и социально-экономическом кризисе.
Впрочем, во время коронации самого Александра II произошел еще более неприятный случай, по свидетельству фрейлины Императрицы А.Тютчевой: "(...)При возложении короны на голову Императрицы ее так плохо укрепили, что она сейчас же упала. Императрица подняла ее и сказала: это знак, что я недолго буду носить ее(...)".
В 6 вечера того же дня, в небольшом перерыве между торжествами, Анна Тютчева зашла к Императрице, чтобы утешить и подбодрить ее: "(...)я застала ее на кушетке бледную и очень усталую(...)". Мария Александровна сама начала разговор об этом инциденте, хотя фрейлина ничего у нее не спрашивала: "(...) первое, что я сделала - я потеряла корону(...)" и прибавила: "(...)это знак, что я недолго буду носить ее(...)".
И действительно, через некоторое время отношения супругов расстроились. Александр II завел себе другую семью, а любимый сын и наследник императорской четы Николай скоропостижно скончался. Мария Александровна доживала свои дни будучи брошенной мужем и лишенной цели и смысла жизни.
Коронация следующего Императора Александра III прошла без особых эксцессов (чем, кстати и было отмечено и его царствование), а вот торжества коронации его сына Николая II отметились печально знаменитой ходынской драмой. Повторять подробности "Ходынки" в этой статье нет смысла - они всем итак хорошо известны.
Менее известен другой факт, некоторым зрителям показалось, что большая императорская корона была слишком велика для головы Николая II. В частности, об этом одновременно написали два самых язвительных сплетника того времени: граф Сергей Витте и известная светская львица генеральша А. Богданович, последняя прямым текстом говорила, что многие тогда увидели в этом знак непосильного бремени власти для молодого царя.
Дорогие друзья, если вам понравилась статья, пожалуйста лайкните ее и добавляйтесь в подписчики. Спасибо!