Прежде чем приступить к разбору ролевых особенностей CK3, не могу не поделиться личными впечатлениями. Пять первых персонажей, за которых мне довелось поиграть, обладали непохожим друг на друга характером и вели очень разный образ жизни.
Поставив игру на паузу после смерти последнего из них и отправившись за чаем, я осознал, что играл в пять различных мини-игр. Собственный набор доступных действий, решений и случайных событий для каждого персонажа достиг своей цели. Последовательная игра за бравого рыцаря, архитектора-управленца, хронически пирующего дипломата, интригана-садиста и ученого-алкоголика создала ощущение пяти прожитых жизней, каждая из которых была уникальной и запоминающейся. Я признаю это колоссальным успехом «Парадоксов» и постараюсь ниже разобраться, в чем состоит его причина.
Начну с обычно второстепенного для глобальных стратегий визуального элемента.
В CK2 портрет персонажа включал только лицо и выбирался из ограниченного набора готовых портретов. В третьей части персонажи представлены анимированными изображениями в полный рост, и сделано это не для одной красоты. Во-первых, портреты в CK3 действительно отражают генеалогию персонажей. Полностью идентичных персонажей найти трудно, если вообще возможно. Зато сходство персонажей с родителями и бабушками/дедушками видно невооружённым глазом. Во-вторых, портреты отражают множество происходящих с персонажем изменений. Это касается не только внешних деформаций, вроде ранений, болезней и увечий – но и приобретённых черт характера, таких как пьянство и обжорство. Мне даже показалось, что у гневных и злых персонажей лица приобретают недоброе выражение (возможно, у меня слишком богатая фантазия). Но, как бы то ни было, новые портреты многократно усиливают вживание игрока в судьбу отыгрываемого персонажа и династии.
Система основных характеристик и личных качеств (traits) по сравнению со второй частью изменилась мало. Те же базовые характеристики (дипломатия, военное дело, управление, интриги, образование, личный навык боя) и обширный перечень трейтов, получаемых различными способами.
Часть трейтов носит генетический характер.
Эти трейты приобретаются только от рождения, от них почти невозможно избавиться, но можно передать дальше по династической линии благодаря вполне реализованной в игре системе ДНК. Выращивание подходящих наследников путём своего рода евгеники – ещё одна увлекательная игра в игре. Особенно если учитывать, что самые мощные (например, гениальность) и самые до неиграбельности ужасные черты являются именно генетическими.
Другая часть трейтов генерируется в процессе воспитания. Эти трейты отражают характер и мировоззрение и обычно образуют антагонистические пары (честный-обманщик, сострадательный-садист, спокойный-гневный). Таких черт у каждого взрослого персонажа ровно три. Они в наибольшей степени влияют на ваши отношения с другими персонажами и на восприятие вас братьями по вере. Черты характера, которые осуждаются одной религией, другой могут восприниматься как добродетели. Например, похотливым (lustful) персонажам по понятным причинам не очень хорошо живется в христианском мире, а вот у некоторых язычников эта черта, наоборот, поощряется.
Ровно один трейт персонаж получает, становясь совершеннолетним. Этот трейт отражает полученное образование и компетентность в одной из пяти областей (дипломатия, война, экономика, интриги, богословие+наука). Чем больше «звездочек» рядом с иконкой трейта вы видите, тем лучшее образование персонаж получил и тем проще ему будет добиться успеха в выбранной области.
Остальные трейты персонаж получает в зависимости от выбранного образа жизни. В этом аспекте ролевая система Crusader Kings сделала несколько шагов вперед по сравнению с предыдущей игрой серии. Вы выбираете персонажу одну из пяти специализаций и один из трех стилей жизни внутри выбранной специализации (т.е. всего пятнадцать вариантов). Выбранный образ жизни влияет на события, получаемые в процессе игры. Так, школяр получает эвенты, связанные с переводом Аристотеля и мистическими практиками, в то время как эвенты соблазнителя помогают множить количество пассий.
Кроме того, в CK3 присутствует полноценная система перков.
С течением времени, а также в результате случайных событий персонаж получает жизненный опыт. Достигнув определенного порога опыта, игрок выбирает один из перков ранее выбранной специализации. Полностью разблокированная линейка перков дает полезную черту характера, которую невозможно получить другим способом. На мой субъективный взгляд, перки реализованы качественно. Совсем бесполезных или наоборот, имбалансных перков в игре не так много. Но на разный стиль игры и как следствие, ролевой отыгрыш они влияют сугубо положительно. Обычно жизни среднестатистического персонажа едва хватает, чтобы разблокировать все перки одной специальности. Но персонаж-долгожитель с врожденными интеллектуальными талантами и блестящим образованием имеет все шансы преуспеть в нескольких областях.
Ещё одной жемчужиной в короне третьих «королей-крестоносцев» стала система стресса.
Уровень стресса вашего персонажа растет, когда он переживает негативные впечатления - смерть ближайших членов семьи, друзей, пытки во вражеском плену, и т.п. Помимо этого, персонаж подвергается стрессу каждый раз, когда идёт наперекор своему характеру. Общительным персонажам сложно плести интриги за спиной, трусливым – вступать в бой, сострадательным – проявлять жестокость к пленникам. Игра не заставляет, но мягко подталкивает игрока к отыгрышу своего персонажа. И на мой взгляд, это в высшей степени удачное решение.
Когда уровень стресса достигает определенного порога, у игрока есть множество опций, как с ним справляться. От алкоголя до принятия новой религии. Различные формы досуга, такие как охота и пиры, также позволяют сбросить напряжение. От того, как персонаж реагирует на стресс, зависит получение новых черт характера. Можно, кстати, не делать ничего, стиснуть зубы и двигаться дальше. Но в этом случае негативные эффекты стресса могут впоследствии только вырасти.
Говоря про улучшение ролевой составляющей, нельзя не отметить новую систему интриг.
Заговоры теперь более разнообразны и необязательно носят деструктивный характер (убийство, лишение титула, и т.п.) Склонить другого персонажа на свою сторону, подружиться, соблазнить, сделать его объектом куртуазных ухаживаний отныне можно в том же окне интриг. Враждебные интриги тоже стали разнообразнее и тоньше – теперь других персонажей можно похищать, шантажировать и даже фабриковать на них несуществующие доказательства преступлений, чтобы делать их сговорчивее. У каждого персонажа, кроме закостенелых праведников, хватает скелетов в шкафу. У кого-то это может быть внебрачная связь, у кого-то совершённое по молодости убийство, у кого-то – сложные отношения с религией. И знание чужих секретов может помочь вашему персонажу не хуже кошелька с золотом или отлаженной военной машины.
Изюминка Crusader Kings 3. Уникальное смешение нескольких жанров.
На мой взгляд, колоссальным достоинством третьих «крестоносцев» является то, что игрок сам решает, с кем (или чем) отождествлять себя в конкретной партии. Хотите играть в классическую глобальную стратегию и строить могучую империю от моря до моря? Пожалуйста. В вашем распоряжении огромный арсенал стратегических инструментов. Желаете играть в RPG, «раскачивая» уникальных и неповторимых персонажей одного за другим? Милости просим. Вам мало одного персонажа, и вы хотите создать целую династию, могущественную и дружную? И здесь разработчики могут многое вам предложить. А может быть, вы, как католическая церковь, мыслите тысячелетиями и ваша цель – распространение собственной религии и культуры (которое вполне можно осуществлять и мирными способами)? Игрок в Crusader Kings 3 сам определяет свои цели, свои критерии успехов и неудач. Раздел державы на три королевства после смерти правителя может быть катастрофой для привыкшего всё контролировать стратега – и большим шагом вперёд для игрока, для которого могущество и престиж династии важнее власти отдельного персонажа.
Я даже не пытаюсь делать вид, что раскрыл в этом обзоре все заслуживающие внимания «фичи» CK3. Если бы я ставил такую цель, обзор получился бы ещё втрое больше. На сегодняшний день, в сентябре 2020 г. игра производит сногсшибательное впечатление и выглядит если не бездонной, то очень многоплановой и масштабной. Ставлю игре максимальный балл по любой мыслимой шкале и рекомендую её всем игрокам, для которых тема стратегических/ролевых игр не совсем чужая. Частичным препятствием может быть сравнительно высокий порог вхождения. Но даже в этом случае время, потраченное на туториал и чтение различных гайдов, будет многократно компенсировано незабываемыми впечатлениями от игры.
Напоминаю, что разбор стратегической составляющей игры можно почитать тут.
Статья сделана коллективом сайта GamersGate.