Витебский вокзал, пожалуй, самое величественное здание из всех петербургских вокзалов. Это прекрасный образец модерна, возведенный по проекту архитекторов Бржозовского и Минаша.
Вокзал имеет ассиметричную компоновку. Во-первых, это дань модерну, во-вторых, для его строительства отвели ограниченный участок по Загородному проспекту. Справа проходил Введенский канал (засыпан) и Императорский путь.
Поезд прибывает на … второй этаж
Здание вокзала, представшее публике 4 августа 1904 года, поражало не только сочетанием легкости и огромного размера, присущим модерну, но и большим числом технических новшеств. Насыпь для подходящих к вокзалу путей была сильно приподнята, чтобы сделать удобную развязку с набережной Обводного канала. Поэтому поезда к удивлению пассажиров как и сейчас прибывали на второй этаж вокзала.
Всякого, прибывающего на вокзал, впечатляется трехпролетное перекрытие над платформами. Сегодня это крупнейший в городе образец «железной архитектуры». Арки дебаркадеров металлические, клёпаные, перекрыты стеклом.
Весь фасад можно разбить на три части: посредине расположен двухэтажный корпус – на первом этаже кассовый зал, на втором этаже раньше находился зал III класса. Деление на классы в царской России существовало не только в вагонах, но и в залах ожидания. Слева – обязательная для вокзалов башня с флагштоком, справа увенчанный куполом вестибюль. Вестибюль был предназначен для пассажиров I и II класса, на втором этаже для них находился зал ожидания и буфет.
Впервые в России была продумана логистика. Потоки прибывающих и отправляющихся были разделены. Также отделялся пассажиропоток пригородного направления. Все помещения освещались электричеством, электрическими машинами перемещался и багаж. Для инвалидов и больных были оборудованы лифты.
Памятник фон Герстнеру
В 1834 году всего через 4 года после открытия первой в мире железной дороги между Ливерпулем и Манчестером, в Петербург прибывает чех Франц Антон фон Герстнер.
Он предложил Николаю I строительство «пилотной» дороги «Санкт-Петербург – Царское село – Павловск» в расчете на получение более крупных контрактов. Уже 30 октября 1837 года от временного (будущего Царскосельского) вокзала в Петербурге отошел первый поезд.
Расчет Герстнера оправдался, уже в первые годы она перевозила почти полмиллиона пассажиров, и старый деревянный вокзал не справлялся. В 1849-1852 гг. арх. К. А. Тон построил каменное здание вокзала, главный фасад которого выходил на Загородный пр., а перрон находился со стороны Семёновского плаца.
Правда, из-за отсутствия какого-либо развития в 1880 году дорога оказалась на грани краха. Улучшения, сделанные приобретшим ее купцом Самуилом Поляковым с целью создания пригородной дороги европейского уровня, были незначительны.
Новая жизнь Царскосельской дороги началась в 1900 году, когда на волне железнодорожного бума ее приобрела Московско-Виндаво-Рыбинская дорога. Открывается междугороднее движение до Витебска. Новые владельцы решают ее реконструировать, и из увеселительной дороги превратить в полноценную магистраль для пассажирских и грузовых перевозок в юго-западном направлении.
Вот тогда-то, в 1904 году открывается и вокзал, и междугороднее движение по новой дороге. Петербургской публике предстает новый вокзал, который должен стал символом второго рождения исторической дороги, и принял на себя огромный пассажиропоток, не свойcтвенный до этого пригородному сообщению.
Макет первого поезда Царскосельской дороги
У перронов можно осмотреть модель поезда, который ходил между Санкт-Петербургом и Царским селом сразу после открытия. Его «возглавляет» паровоз системы Стефенсона (на первом поезде его вел сам Герстнер. Несмотря на извергаемый дым и страшный шум, производимый паровозом, состав шел плавно, а на обратной дороге из Царского села Герстнер раскочегарил паровоз до 52 км/ч.
Через полгода на дороге трудилось уже шесть паровозов, каждый имел свое имя: «Проворный» (тот, что открыл движение), «Стрела», «Лев», «Богатырь», «Орел», «Слон». Тогда же возникло и деление вагонов на классы. Самыми комфортабельными считались вагоны 1-го и 2-го класса. Они были целиком закрытыми; первый класс отличался, к тому же, удобными мягкими сидениями.
Вагоны третьего класса («шарабан») были крытыми, но борт поднимался в них только до половины. Наконец, повозки четвертого класса были вообще открытыми; пассажиры сидели на деревянных скамьях, а иногда и просто стояли. Стоимость проезда до Царского Села составляла от 20 до 75 копеек в зависимости от класса. Все эти тарифы держались в течение 40 лет.
Императорский павильон
Одним из условий модернизации Царскосельской дороги было сохранение ею статуса пути в Царское Село. В целях безопасности и возможности беспрепятственного движения императорского поезда для этого был обустроен третий путь, который так и назывался Императорский. Со стороны засыпанного Введенского канала был построен Императорский павильон, от которого и отходил поезд с августейшими особами.
Павильон сохранился и сейчас, а на месте бывшего Императорского пути находятся платформы пригородного сообщения. Поскольку Императорский путь не мог управляться частной компанией, он был передан в ведение Варшавской железной дороги.
Монумент «Русской гвардии Великой войны»
«Великая» - так тогда называлась Первая мировая война, ведь никто не знал, что будет еще и вторая. Памятник открылся 1 августа 2014 года в день 100-летия начала той страшной войны. Место выбора памятника понятно. Здесь сто лет назад солдаты прощались со своими матерями, женами и детьми. Композицию образует «троица» солдат, которые выглядывают из проема вагона перед отправкой на фронт. Все это образует гигантский крест. Авторы – скульпторы Студии военных художников имени Грекова Михаил Переяславец и Алексей Игнатов, а также архитектор Антон Королев.
Витебский вокзал восстановлен к 300-летию Петербурга, обретя утраченные в советское время элементы оформления. В летнее время здесь устраиваются музыкальные концерты, нередко можно увидеть экскурсионные группы. Возможно, интерьер вокзала покажется знакомым – здесь проходили съемки десятков 100 фильмов. Среди самых известных: «Вокзал для двоих», «Анна Каренина», «Брат», «Приключения Шерлока Холмса», «Идиот», «Гибель империи».
О том, что мы не успели увидеть на Варшавском вокзале, но все еще можем это сделать, читайте здесь.