Найти тему

Как появились карточные масти?

Оглавление

Карты – распространенное во всем мире развлечение. Они могут быть представлены разными колодами и названиями, использоваться в играх и фокусах. Но одинаковыми всегда остаются четыре масти: бубны, червы, пики и трефы. Как и когда они появились?

Теории происхождения игральных карт.

Родиной первых карт считается Восточная Азия – первые записи об их использовании датируются 12 веком. Есть и еще более ранние упоминания об играх с применением листов продолговатой формы (IX век).

Бумажными картами начали играть позже, а сперва это были таблички, изготовленные из разных материалов: бамбука, дерева, слоновой кости и даже ракушек. В каждой стране изобретали свои варианты, формы и размеры карт.

Как именно карты появились у европейцев, достоверно неизвестно. Но, скорее всего, после Китая они обрели популярность в Индии, потом в Персии, Египте и, наконец, попали в европейские страны примерно в 14-м веке. Основной источник распространения – моряки и торговцы.

Письменные упоминания о картах встречаются разные. Чаще всего играть в них запрещали. Но уже в 16-м веке даже аристократическое общество не стеснялось изображения карт на семейных портретах.

-2

Персонажи, изображенные на картах, неслучайны. Считается, что каждый из них соответствует известной исторической личности: Карлу Великому, Александру Македонскому, богине Афине и другим.

Во времена царской России отношение к азартным карточным играм тоже было разным. В 1600-х игры считались серьезным преступлением. В период правления Петра I был запущен процесс изготовления карточных колод. Игры обрели широкое распространение.

Интересный факт: в 19-м веке карты изготавливались из низкокачественной бумаги, но покрывались тальком. Они становились гладкими, а назывались атласными. Купить такую колоду мог далеко не каждый, ведь стоила она не менее 5 рублей.

Значения и названия мастей.

Относительно названий и значений мастей также существует несколько теорий:

  • По мотивам рыцарского снаряжения. Бубны символизируют знамена, черви – щиты, пики – копья, а трефы – мечи.
  • По социальным мотивам. Каждая масть указывает на социальную группу феодального общества. Пики – это солдаты, трефы – крестьяне, бубны – купцы, а червы – церковнослужители.
  • По религиозным мотивам. В частности масти символизируют различные предметы, связанные с Иисусом Христом, последними днями его жизни.

К слову, со стороны религии карточные игры и сами карты всегда осуждались. В связи с этим во многих странах приняты другие, нейтральные названия мастей. Например, в немецком языке их называют сердцами (червы), бубенцами (бубны), листьями (пики) и желудями (трефы).

-3

В испанском языке тоже собственные названия: квадраты, сердца, клевер и копья. Устоявшиеся русские наименования карточных мастей позаимствованы из французского языка.

Интересный факт: долгое время считалось, что в арабских странах карточных игр не было и в их распространении они, соответственно, не участвовали. Но позже выяснилось, что мусульмане даже создали собственную колоду, следуя всем правилам своей религии – на картах не изображались люди, лишь геометрические фигуры.

На других языках червы называют рубинами, кубками. Бубны также именуются квадратами, алмазами и ромбами. Наибольшее разнообразие названий у треф – цветы, сливы, мечи. Пики обычно символизируют какое-то оружие, например, копья, трости, посохи.

Игральные карты появились, вероятнее всего, в странах Восточной Азии примерно в XII веке или ранее. Существует несколько теорий происхождения мастей. Они могут символизировать рыцарские доспехи, социальные группы населения, а также предметы религиозного значения. Изображенные персонажи на старших картах (дамы и короли) являются историческими личностями.