Если много связан с психологией, то может происходить небольшая деформация восприятия, когда все явления или события начинаешь гнать сквозь “психологический” фильтр. Это конечно не ок, но с другой стороны иногда рождает интересные и нестандартные наблюдения за миром, позволяющие объяснять явления, которые по стандарту воспринимаются неким таким неизбежным злом, неизвестно откуда взявшимся.
Я недавно рассказывал о магическом мышлении, но тема гораздо больше одного поста. Причем интересна она тем, что магическое мышление встречается в настоящем часто, но редко понимается. В таких случае диалог пытаются вести в неком адекватном русле, что обречено на провал. Здесь покажу похожий случай, когда вроде бы привычные события являются артефактами магического мышления.
В Иваново восьмилетний мальчик умер дома через несколько часов после осмотра врача и на нее завели уголовное дело по статье “Неоказание помощи больному”. У педиатра стаж более 20 лет с нулевой смертностью. Она выходит на связь, общается с журналистами и прям по пунктам раскладывает действия в тот день. Что говорят независимые даже не эксперты, а экспертная комиссия. Мальчик умер в результате редкого, экзотического осложнения, где даже в названии фигурирует слово “молниеносный” и по симптомам которого “практически невозможно” (цитата) сделать правильный диагноз. И даже в этом случае, небольшие шансы выжить есть, если только пациент уже находиться в хорошо оснащенном реанимационном отделении в присутствии высококвалифицированного персонала, имеющих опыт работы с этим осложнением. Другими словами, как ни печально или жестко это звучало, на момент прихода врача судьба мальчика уже была определена.
Что тут можно сказать? Дерьмо случается. Мой старший брат в детстве умер результате похожего по сути заболевания - неявные симптомы, быстрое осложнение, фактическая невозможность что-либо сделать. Там и реанимация была, и все на свете. Но иногда так случается, иногда кто-то безнадежно умирает и иногда кто-то - это чей-то ребенок. Единственное, что можно с этим сделать - смириться. Это как обижаться на ураган или землетрясение.
Сейчас уголовное дело держится и развивается на энергии матери погибшего ребенка, прикладывающей все силы к тому, чтобы посадить врача. Разберем поведение человека на маленькие кубики лего-эмоций. У нее погиб ребенок. Ей плохо. Она испытывает горе и гнев. Есть врач. Она направляет энергию гнева на врача. Допустим, у нее получается, врач несет наказание. Какой запрос матери удовлетворяет это развитие событий? Ее ребенок воскреснет из мертвых? Нет. Виновный понесет справедливое наказание? Тоже нет, все эксперты говорят о непричастности врача к развитию событий. Может быть, в будущем после этого случая что-то изменится для людей в похожей ситуации? Тоже нет, так и будет “практически невозможно”.
Здесь интересна цитата “Я уверена, что если бы была госпитализация, то мой ребенок был бы жив”. Это буквально та самая магическая сделка. Если мать сумеет доказать, что госпитализация должна была бы быть ( и следовательно, врач виновата), то “ребенок был бы жив”. В том самом магическом смысле он оживает. Если я сумею доказать вину, то ребенок живой. Мать не стремится добиться справедливости и кого-то наказать, она стремится магическим образом воскресить ребенка, уйти от столкновения с фактом того, что он умер и с этим ничего нельзя сделать. Уйти от принятия горя, смирения с тем самым дерьмом, которое случается, безжалостно и слепо.
Людьми часто в поведении управляют эмоции, невидимым образом не только предопределяя поступки, но искажающие и скрывающие внутреннюю мотивацию настолько, что очевидные и логичные вещи начинают вылетать из поля зрения, а причудливые переплетенные конструкции кажутся адекватными и логичными. Магическое мышление является такой формой защита и ухода от принятия, попыткой переписать реальность, которая уже случилась.