Варшавский вокзал не отправляет и не принимает поезда с 2001 года, однако и сегодня привлекает к себе интерес. В городе он открылся третьим – после Царскосельского и Московского. Тогда он выглядел, конечно, совсем не так.
Предыстория
Почти сразу после открытия железнодорожного сообщения между Москвой и Петербургом Николай I приказывает разработать более масштабный проект – строительство линии в сторону европейских столиц. У новой, Варшавской железной дороги было и другое негласное назначение – переброска войск при необходимости в беспокойную Польшу.
Так или иначе работы на Варшавской дороге начинаются практически сразу и уже в 1853 году, ровно через два года после открытия дороги от Петербурга до Москвы, начинает действовать первый 45-километровый участок до Гатчины.
Главным архитектором Варшавской ж.д., назначен Петр Онуфриевич Сальманович. Первое здание вокзала, построенное К. Скражинским, было неказистым и ничем не отличалось от жилого дома.
Вокзал
Тот первый вокзал уже после открытия явно не справлялся с пассажиропотоком. В 1857 году по Варшавской дороге уже можно было доехать до Луги, в 1862 году дорога дошла до Варшавы, а также вышла на границу с Пруссией в Вержболово и ее длина достигла 1203 верст. Сальманович проектирует новый вокзал: П-образный с двумя боковыми двухэтажными корпусами.
Центр вокзала украшается часовой башней и флагштоком. Три из 10 составов, которые могли подъезжать к вокзалу, заезжали под дебаркадер. По бокам в здании вокзала были устроены и пути для отстоя составов, а поезда распределялись между путями с помощью уникальных поворотных кругов.
Вокзал работал интенсивно, отсюда подданные России отправлялись в Европу. Сюда же возвращались соотечественники и прибывали зарубежные гости. Вспомним, как начинается роман Достоевского «Идиот»: «В конце ноября, в оттепель, часов в девять утра, поезд Петербургско-Варшавской дороги на всех парах прибывал в Петербург». В вагоне третьего класса из Швейцарии возвращался князь Мышкин.
С 1881 года вокзал становится «царским», Александр III, вступивший на престол панически боялся покушения и потому большую часть времени проводил в Гатчине. Примерно тогда же, чтобы упорядочить поток пассажиров на перронах был введен перронный контроль: для входа на перрон необходимо было заплатить 10 коп, что вызвало недовольство публики.
Ленинское место
После войны вокзал восстановили, насытив фасад немного неуместной по размерам фигурой Ленина, работы скульптора Томского.
После войны у сильно пострадавшего вокзала приказали срочно установить памятник Ленину. Поскольку места особо перед вокзалом не было, решили встроить его прямо в фасад.
Скульптуру Ленина отыскали с трудом на одном из заводов, ее готовили для другого места. При установке оказалось, что часть Ильича упиралась в несущие конструкции, которые было решено разрезать. Вокзал вздрогнул, но устоял. При реконструкции ТРК «Варшавский вокзал» памятник Ленину был выброшен в одной из промзон.
Кстати, до 1923 года перед вокзалом стояла другая реликвия – дивная стеклянная часовня-шатер. Установлена 17 октября 1901 года.
Началось с того, что перед витражным окном на главном фасаде Варшавского вокзала была установлена икона Спасителя, протягивающего руку утопающему апостолу Петру, худ. И. А. Коркин. Образ этот в массивном гранитном киоте и на гранитном же фундаменте появился здесь в память о чудесном спасении царской семьи во время железнодорожного крушения в Борках под Харьковом. В следующем году над ним по проекту генерал-майора Н. П. Нечаева был сделан железный футляр в виде часовни.
Послевоенная жизнь и превращение в торговый центр
Вокзал сильно пострадал во время войны. В 1967 году, при электрификации Варшавской линии, железнодорожные пути вынесли из-под дебаркадер, часть остеклённой крыши разобрали.
В советские годы вокзал сохранил статус «европейского», ежедневно он обслуживал 18-20 пар поездов сообщением с Прибалтикой и Европой. Отсюда можно было доехать без пересадки до Варшавы, Берлина, Будапешта, Праги, Парижа, Софии, а также наших городов Прибалтики.
В 2001 году вокзал был закрыт, пригородные поезда переведены на Балтийский вокзал, поезда дальнего следования отошли к Витебскому вокзалу.
Фирмой «Адамант» проведено строительство современного торгово-развлекательного комплекса с сохранением исторического фасада и общей планировки. Пути вокзала использовались до открытия музея на соседнем Балтийском вокзале для Музея железных дорог России.
Варшавская церковь
Юридически к вокзалу она никак не относится, но всегда образовывала с ним неразрывное целое. Церковь Воскресения Христова так и называется неофициально – «Варшавская». Неорусский стиль и достаточно угрюмый вид выдает время ее постройки – начало XX века.
Церковь Воскресения Христова возведена в 1906 году на средства Всероссийского общества трезвости и принадлежала ему до революции. Пьянство было бичом России во все времена, стоит ли удивляться, что церковь посещало более 1 млн. человек в год. Здесь находилась одна из самых почитаемых на Руси икона «Чаша неупиваемая», на которую верующие возлагали последние надежды в победе над пагубным пристрастием.
Случайно или нет, но колокольня храма очень похожа на бутылку, поэтому в народе помимо «Варшавки» и «Церкви всех трезвенников», ее так и называли: «церковь с бутылочкой». В 1930 году церковь была закрыта, в ней был устроен склад. Но в 90-х годах была возвращена верующим, крест на купол в Вербное воскресение был водружен с помощью вертолета.
Варшавский мост
Также нельзя отделить от образа Варшавского вокзала и мост Обводный канал, чья ось строго соотнесена с фасадом вокзала. Однопролетный арочный металлический мост появился здесь с 1870 года, несколько раз ремонтировался (последний – в 2007 году, с ликвидацией трамвайных путей), однако сохранил свой первоначальный облик. На гранитных парапетах видны следы от осколков снарядов, оставшиеся со времен войны.
Обводный канал один из самых протяженных в Петербурге, его длина составляет 8 километров. Начали его сооружать в конце XVIII века, как оборонительное сооружение, служившее южной границей города, он выходит из Невы и снова в нее впадает. Строительство растянулось на полвека и завершали его уже как судоходный. Вдоль него стали вырастать заводы, которые нуждались как в воде, так и в транспорте. Не были исключениями и вокзал – все они строились обязательно у водных артерий, в частности Балтийский, Варшавский и Московский – у Обводного канала.
О том, что можно увидеть на самом популярном среди дачников вокзале, можно прочитать здесь.
Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.
Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru
Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook
Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL