Когда я веду мастер-классы по чтецким делам, с Присвоения я обычно начинаю. Да и здесь, если бы у меня стояла задача сделать исключительно учебными эти беседы о творчестве, я бы поступил так же. Но эти беседы носят, скорее, характер легко-просветительский, а не учебный. Возможно, мы когда-то дойдем с вами и до учебных текстов… вернее, если мы до них дойдем, мне придется тогда записывать видео – в буквах всего не напишешь, нужно показывать. Но пока просто разговариваем, Присвоение у меня съехало вот сюда, ближе к финалу.
О чем речь вообще? Если сказать совсем просто, Присвоение – это такой обязательный этап работы над песней, в результате которого исполнитель получает возможность говорить со зрителем свободно и от собственного лица, не отвлекаясь на всякую ерунду вроде сложных аккордов, неудобных ноток или слов. Вообще не отвлекаясь на технику исполнительскую, как будто ее и вовсе нет. Зритель же приходит на ваше выступление не вашим умением петь и играть полюбоваться. Ему важен разговор с людьми, которые интересны ему сами по себе. Как люди, а не как сложные машины, умеющие еще и так и этак. Полюбоваться на технику сейчас ходят на выставки или в технопарки какие-нибудь.
Понятно, что часть этапа Присвоения – это просто освоение и доведения до автоматизма всего песенного текста. И поэтического и музыкального. А еще того, который для исполнителя придумал аранжировщик, если, конечно, исполнитель – не сам аранжировщик. Да даже если и сам – все равно то, что написал автор и придумал аранжировщик при воспроизведении не должно вызывать у исполнителя ни малейшего затруднения. Руки сами делают все, что необходимо с инструментом, голосовые связки колеблются как нужно, выдавая нужные звуки, а голова свободна для самого важного – для общения со зрителем.
К сожалению, когда речь идет о детско-юношеской песне, мы не так часто встречаемся с такими вариантами Присвоения. Очень многие педагоги считают собственно Присвоение – финальной стадией работы. На более глубокие слои работы над песней они даже и не думают заглядывать. А я повторю – Присвоение – это первый и в основном технический, а не творческий этап работы. Он вспомогательный, и, когда этот этап выполнен качественно и правильно, он просто – большая помощь для решения самых главных исполнительских задач.
Давайте посмотрим на варианты хорошего Присвоения и не хорошего. Я бы даже сказал, плохого Присвоения.
Начнем с хорошего, о нем и говорить-то особо нечего. Это ансамбль «Вторник» из детского клуба «Исток», педагог Любовь Вадимовна Осипенко. А звучит песня Новоуральского автора Андрея Береснева, с которым у этого клуба несколько лет назад завязались весьма интересные личностные отношения.
Обратите внимание вот на что – ребята действительно поют и играют это совершенно свободно. Больше того, слушая это, мы понимаем, что у ребят к этой песне совершенно собственное отношение, и песня, похоже, с ними живет давно, а не просто сделана для фестиваля. И это видно. Можно говорить о недостатках Решения песни, хотя много тут не наговоришь, можно говорить о том, что тут еще можно сделать, чтобы было еще лучше – но это, если честно, просто ловля блох. Песня сделана, и донесена до зрителя именно так, как ребята ее понимают, как она звучит у них внутри. И, думали они над этим или нет, но зрителя точно видят что именно ребята вынесли на сцену для них вместе с этой песней. Здесь без сомнения получается нормальное общение исполнителей и зрителей. Собственно, что и должно происходить на любом выступлении.
И вот совсем другой пример. В котором Присвоение выполнено даже не формально, это бы еще ничего. Оно тут содержит избыточное количество задач, с которыми ребенок справиться просто не в состоянии, как бы он не старался.
Это Цукерман Кирилл с песней Булата Окуджавы «Капли датского короля». Клуб школы «Мастерград», педагог Людмила Николаевна Стародубцева.
Я уже писал в предыдущих текстах о том, что происходит, когда педагоги стараются ребенка заставить пережить не свойственные ему эмоции. Здесь не совсем так. Педагог, похоже, как-то договорилась с Кириллом о том, про что песня, и эмоции Кирилла достаточно искренни. Беда в том, что форма их предъявления тоже придумана педагогом. И придумана очень формально, зато железобетонно. Ребенок должен присвоить не только текст и мелодию. Он вынужден еще и освоить несвойственные ему жесты, позы и посылы в зал. Да еще и так, чтобы ни разу не ошибиться. В результате на концерте уже парень поплыл. Выполнить весь этот комплекс странных упражнений ему не удалось, и стало видно, что и слова здесь не его, и жесты не его и само обращение к залу тоже искусственное.
Дорогие педагоги, я не говорю, что вообще невозможно идти по такому пути в решении песен для детей. Но!.. Это возможно только тогда, если у вас есть хорошая подготовка в части актерского мастерства и режиссуры. Чтобы ребенок сумел присвоить такую вот сложную форму, даже если вы ее придумали вместе, а не просто заставили человека выполнить схему ваших представлений о песне, работать нужно совершенно иначе и весьма сложно. Здесь требуется оправдание всей схемы песни точно поставленными актерскими задачами. И репетиции уже не педагога по авторской песне с учеником, а работа режиссера с актером. Вы же, в большинстве своем даже не представляете, как именно это делается. И лучше, конечно, не насиловать ребенка задачами, которые он при вашей квалификации в качестве режиссера выполнить просто не в состоянии. Если у вас нет хорошей режиссерской подготовки, на выходе мы получаем ложь. А это уже для исполнителя не просто плохо. Это еще и очень вредно. Уметь красиво врать на сцене – это все же удел попсы. Она на этом построена. И даже если у вас один или два раза ребенок спел так, как вам захотелось, все равно на третий или четвертый раз он облажается. Это не его, а именно ваша вина. Вы очень многого от него потребовали, и не сумели его научить как это можно делать от раза к разу. И, что важно, от собственного лица.
А вот в следующем тексте я расскажу, как именно и почему очень удачно сделан тот самый этап работы, о котором мы сегодня поговорили. Справедливости ради, скажу, что и у Людмилы Николаевны есть работы, сделанные безупречно с точки зрения Присвоения и Решения песни. И в следующий раз я показу сами эти песни, и расскажу, как именно достигнут такой отличный результат.