Найти в Дзене
HypeWave

Почему русская музыка такая грустная?

Оглавление

Знаете ли вы, чем русская музыка отличается от зарубежной? Ну, отличий на самом деле миллионы, но скорее всего вы скажете то, что у нас всё украденное и плохое, а у них своё и хорошее. В принципе, так и есть, однако существует ещё одно отличие, о котором говорят гораздо реже да и чувствуют его, кажется, не все. Это настроение нашей музыки.

Земфира
Земфира

То грустное меланхоличное настроение, которое вы слышите в песнях каждого второго русского артиста будь то хоть группа Сплин, хоть певица Максим, Би-2 или Loc-Dog. Ну вот где вы найдёте такое настроение за границей?

И вот именно этому настроению, его причинам и истокам, которые, уж поверьте, лежат намного глубже чем неудачные отношения Земфиры и будет посвящена сегодняшняя статья.

Мало кого можно удивив, сказав, что в техническом музыкальном плане наши песни слабее западных. В лучшем случае они сделаны скромнее, в худшем они просто ну дерьмо же полное, но так или иначе, по качеству и уровню звука американцы, например, довольно частно впереди. Хотя сейчас дела всё-таки обстоят получше.

Сплин
Сплин

Невзирая на это, невзирая на все ресурсы и возможности, которые есть у западных артистов, чтобы создавать вообще всё, что приходит им в голову (притом неважно в рэпе, роке или поп-музыке), как только мы заходим на територию грустных и депрессивных песен, адьос амигос, тут нам равных нет.

Иногда создаётся впечатление, что у западных артистов ну просто не получается делать музыку настолько же депрессивно как у нас. Нет, у них будто не получается делать её депрессивной в ту же сторону. Словно у них есть всего семь нот, а к нам такой Сашка Васильев пришёл: "Вот, пацаны, восьмая".

Three Days Grace
Three Days Grace

Вот возьмём за пример песню "I Hate Everything About You" группы Three Days Grace. Вы хоть раз, но слышали её. Эта песня просто невероятно крутая и эмоциональная. У неё неплохая музыка, хоть и не сложная. Рокеры 0-х, что с них взять... У неё хорошая подача, вокал и всё это просто насквозь пропитано страданиями. Вот включаете эту песню и хочется просто орать от боли, пойти и крушить стены.

Однако, как только мы ставим рядом с ней песни нашей родной Земфиры Талгатовны, которые и звучат менее грандиозно и рок-стар из неё так себе , страдания Гонтье как-то блекнут. Да, от песен Земфиры не хочется крушить и ломать стены, их хочется грызть.

И не подумайте, все понимают, что грусть бывает разной: кричащей, молчаливой, злой или доброй. И, конечно, меланхоличной депрессухи в западной музыке тоже хватает. Есть Joy Division или те же Radiohead, которыми, кстати, Земфира и вдохновлялась.

Однако всё это всё ещё немного другое настроение. Да, местами схожее, иногда прям очень схожее, но всё же другое. Слушая Radiohead хочется плакать и курить сигареты, вот только под Земфиру хочется плакать и тушить их себе об руку.

Radiohead
Radiohead

И вот подобного рока у нас навалом: "Лондон" Земфиры, "Пой Мне Ещё" Сплина, "Романс" Сплина, "Полковнику Никто Не Пишет" у Би-2, "Спокойная Ночь" Цоя и это только самая попса.

Песен куча и все они звучат ну очень меланхолично и грустно. Если бы у музыки были родители, то русский рок был бы из дет-дома. А самое прикольное, что всю это грусть и мрачность просто нельзя оправдать знанием языка. То есть все песни кажутся вам настолько глубокими не из-за того, что вы прогуливали английский ради концертов Земфиры, а могли бы не прогуливать и понимать Radiohead. Нет, они именно так звучат. Для всех. Вы же слышали инструментал этих песен?

Ну а если вы вдруг подумали, что всё это удел одного лишь конкретного жанра или даже каких-то отдельных исполнителей, то нет. Если копнуть глубже, то окажется, что все эти слёзы присущи не только Сплину, Земфире или прочим рокерам того времени, но и всей нашей музыке. Даже рэпу...

Вы никогда не замечали, что у американских рэперов почти не бывает хитов про любовь? У Тупака, у B.I.G., у 50 Cent, A$AP Rocky, да у кого угодно. У Эминема, Трэвиса и Канье, допустим, треки о любви есть. У каких-то более попсовых артистов тем более. Вот только ни одна из этих песен не является для её автора образующей.

Эминем
Эминем

Проще говоря, выкинув из Карьеры Эминема "Love The Way You Lie" мы толком ничего не потеряем. Эминем останется Эминемом. А вот попробуйте с тем же успехом выкинуть из карьеры Коржа Мотылька, допустим. А "Выдыхай" Нойза. А "Медлячок" у Басты. У нас это так не работает.

Для нас такие песни - реально стержень исполнителя. У американских же рэперов без особых потерь можно спилить хоть половину их сопливых хитов и ничего, кроме пары сотен песен, мы не потеряем. Потому, что Канье Уэст - это в первую очередь не "Heartless". Также и с музыкой Джей Коула, и с музыкой Лил Пампа, Jay-Z, Future, да вот кого угодно.

У одной половины реперов песни о любви не сильно то и превосходят по своей хитовости треки о травле и трудном детстве, у второй же половине песен о любви и вовсе нет. А у нас?

А каждого исполнителя как минимум по 5 хитовых песен о любви и по сути все они - чуть ли не единственное, что отличает наш рэп от западного. Вообще, русский рэп слизал с американского буквально всё и это даже не преувеличение. Те носят широкие штаны - мы носим широкие штаны, они читают про траву - мы читаем про траву, те таблетки глотают - наши тоже начинают. Вау. Мы воруем у них обложки. Нет, мы воруем у них даже дерьмовые обложки. Звучание, стиль, панч, образы. А если американцы с крыши прыгать начнут или вовсе в костёр?

-6

И вот при таких условиях, когда мы старательно воруем у Запада буквально всё, главное - вектор жанра у нас почему-то свой. Шутки шутками, но на протяжении почти всей истории хип-хопа, американские артисты всегда делали рэп с уклоном в гангстерство: пушки, улицы, наркота, братаны.

Мы же вроде как тоже все такие из себя крутые, но при этом у нас всё-таки основным жанром всегда был не гангстер-рэп, а рэп про девушку, цветы подъезды, простименяяперестанутебеизменять,

То есть даже в рэпе, преодолев врождённый инстинкт русского рэпера воровать всё, что выстреливает у негров (кроме желания быть самобытным) мы тоже смогли отличиться от Запада своим страдальным и депрессивным настроением.

-7

Стоит ли говорить, что в попсе с этим дела обстоят ещё хуже. Вот иногда приходится ехать на такси без наушников, а по радио ни одной не сопливой песни. Но почему так происходит? Почему музыканты из разного времени, разных жанров и разных прослоек не смотря ни на что транслируют в массы практически одно и то же настроение и одни и те же тематики песен. Такого нет вот нигде. Ну и вот начинается самое интересное.

Знаете, а вы наверняка знаете, есть такая штука как русская грусть или русская тоска. Понимать под этим термином можно много разных вещей, но если пытаться вычинить общее, то русская тоска - такое всепоглощающее, большое и тупо ноющее чувство грусти. Депрессон, при котором уже и не больно и плакать особо не хочется, а просто улететь в Нью-Йорк, потерять память, стать божом, который всю жизнь собак хот-догами кормит.

-8

При том причин для этого просто нет, а поводом русской тоски может быть всё, что угодно: неразделённая любовь, потеря близкого, ностальгия, тоска по родине, ну или вообще ничего такого. Мы же русские, можно и без повода. А вообще, тут люди растут на "Прекрасное далёко" и "Крылатые качели". А, и "Мама для мамонтёнка". Депрессняк впитывается с молоком матери.

То есть по большому счёту русская грусть это самая обыкновенная тоска, просто более масштабная, интенсивная или глубокая. Возникает вопрос: "А почему в таком случае она именно русская?" Да потому, что испытываем мы её гораздо чаще других. Но если американцы и европейцы относятся к своей грусти как к банке мёда, типа съем три ложки и хорош, пытаются выбраться из этого состояния, отвлечься, утопить себя в работе ну или найти психотерапевта на крайняк, то мы это всё смакуем.

-9

О, грусть для русских людей это не просто нормальное состояние, это шикарное состояние. Мы не думаем, что нам возможно пора жить снаружи, а не внутри себя, что нужно радоваться мелочам или стремиться к чему то хорошему, зачем?! Ведь если я грустный - я живой. Если я грустный - значит я не глупый, я всё понимаю и чувствую.

И вот это, кстати, очень важная деталь потому, что грусть для нас - не просто какая-то важная эмоция. Это, по сути, и есть чувства. Подойдите к любому человеку, который не очень разбирается в западной музыке, и задайте вопрос: "Что такое лиричная песня?".

Без секунды промедления все вам скажут, что лиричная песня = грустная песня. Проблема как бы в том, что "лирика" происходит от английского "lyric", что в свою очередь переводится как "текст". То есть во всём мире лиричными называют те песни, в которых упор сделан именно на слова и их смысл.

-10

У нас же лиричными считаются только грустные песни потому, что понятие осознанности, осмысленности чувств уже настолько переплетено с грустью, что мы просто не представляем себе как вообще НЕ грустная песня может быть со смыслом.

Причём есть и обратный пример. Ровно как мы воспринимаем чувственность узко, ограничиваясь одной лишь грустью, так и американцы с европецами воспринимают саму грусть гораздо уже чем мы. У них она не настолько разная.

Когда Владимир Набоков ещё в прошлом веке пытался перевести "Евгения Онегина" на английский язык, он столкнулся с одной проблемой: всё шло замечательно и круто, но из всего романа ему так и не удалось перевести на английский всего 1 (!) слово - тоска. Его просто нет в английском язке.

-11

Кто-то сейчас скажет "А как же "sad", "sadness", "depression", "melancholy", почему они не подходят?". Да, на первый взгляд эти слова прекрасно подойдут, вот только когда речь заходит о литературе, в которой важно найти не просто схожий аналог, а именно слово, которое смогло бы во всех оттенках и красках передать то или иное чувство, то тут подходящего синонима к тоске в английском действительно не существует что 200 лет назад, что сейчас.


По итогу Набокову даже пришлось дополнительно объяснять читателю что же значит непонятное русское слово. Во всех таких вопросах, где затрагиваются отличия одних народов от других, речь идёт скорее не о буквальном толковании, а скорее о тенденциях. Как говоря о чистоплотности немцев мы не имеем в виду, что они пользуются кремами, а весь оставшийся мир блюёт в лужу и там же моет голову, так и все эти истории про грусть, тоску и лиричность не говорят о том, что все русские страдают, а все иностранцы вечно весёлые.

Нет, люди везде одинаковые. Речь здесь лишь о том, что у нас с депрессией всё немного шире, немного глубже и немного чаще. И вот именно в этом "немного" и кроется главная причина грустности нашей музыки.

-12

Всю нашу культуру, причём правда всю, а не только музыку и литературу и кино, такое настроение сопровождает не то что не первый год, а не первое столетие. Причём до конца понять почему же мы так любим страдать как никому до конца и не удалось выяснить, да и не удастся скорее всего ведь конкретной причины здесь вообще нет. Есть скорее комплекс причин и вот в зависимости от того, в какое время что мешает людям жить, те отголоски мы в культуре и слышим.

Во времена русской классики больше всего на погрустить людей подначивало то, что 200 дней в году тебя не окружало вообще ничего, кроме сугробов и печки, в советское время людей тяготили последствия войны, в 90-е... - 90е, ну а сейчас, например, по мере нарастания у людей недовольств властью и жизнью в стране, всё больше грустных песен вновь несут в себе социальный и политический подтексты. Что людей беспокоит, о том песни и поются.

-13

Если в 90-е, когда люди ощущали себя максимально потерянными и брошенными, песни Сплина звучали так:

то в более спокойные 00-10-е Сплин вроде как продолжили писать грустную музыку, но вот её тема и даже звучание стали уже заметно более лайтовыми и вот так во всём.

Поэтому, если вы вдруг подумали, что русский человек - какой-то заложник непоколебимой бессмертной тоски, спасти от которой нас не смог даже интернет, то нет.

Грусть хоть и была в нашей культуре всегда, но в разное время всё же была разной. Изменным здесь оставалось другое - её масштаб. Вот абсолютно плевать, говорим мы про серьёзные песни о человеческой натуре или про попсовые песни о люьви. Если русский артист действительно вкладывается в песню, то и то и другое у него выходит одинаково жёстким. В хорошем смысле.

МакSим
МакSим

Взять ту же песню "Знаешь Ли Ты" певицы Максим. 2006-й год, 3 Золотых Грамофона, премия Муз-ТВ за лучший рингтон и всё это в исполнении 20-летней голубоглазой девчонки. Однако это вроде как обычная песня о любви, написанная, кстати, не какими-то продюсерами, а самой Максим, вышла настолько бьющей куда надо, что взрослые мужики соседей слезами топят (фанаты Спартака подтвердят). Кстати, мы запустили новый проект HypeWave PRO Sport и будем рады если вы поможете развитию канала.

Даже больше, эта песня доводит всех до слёз не какими-то субъективными ощущениями текста или ностальгией по 2007, нет. "Знаешь Ли Ты" даже с музыкальной точки зрения очень драматичная песня. Она была записана сразу в 4-х тональностях. В середине каждого припева песня становится на один тон выше и к последнему разбивает все ваши шансы дослушать её до конца с сухими глазами. Достаточно мощно для хита с Муз-ТВ, согласитесь.

Ну или рэп наш любимый. Вы когда-нибудь слышали русский рэп о любви? Не "Мотылёк", не "Это Любовь" или "Жду Чуда", а именно тот самый подъездный сопливый рэп. Царство прокуренных голосов, не умеющих попадать в ритм.

Как только русский рэп стал немного отходить от слепой кальки негров и привносить в русский хип-хоп хоть что-то русское, перенимая уже известные нам традиции страдать по поводу и без, такой вот рэпчик у нас стал одним из самых популярных.

И вот казалось бы, что вот в этой куче... альтернативного искусства место каким-то глубоким переживаниям и нашей удивительной и безграничной грусти уж точно нет, но... Loc-Dog? Loc-Dog - человек, который весь свой путь ( а это около 15-ти лет, между прочим) делает ровно такой же плаксивый рэп под пианинку, в котором помимо его голоса и пианино, собственно, ничего нет.

Loc-Dog
Loc-Dog

Благодаря одному своему тексту, одному своему таланту писать куплеты без грамма малейшей воды, без единого слова, которое не было бы 1000 раз пережито и пропущено через себя, без единой строчки, которая не была бы туда, куда надо, без своей душевности и грустности, ну вот ничем не уступает той же группе Сплин или Земфире.

Точно также, а domiNo вы слышали? Это чувак, который всю свою жизнь записывается на микрофон за 20 рублей, делает себе биты на компе, его музыки нет практически ни на одном стримминговом сервисе (а сейчас, на минуточку, 2020), но его песни, несмотря на зачастую подростковые и инфантильные сюжеты, несмотря на то, что из-за своего бронхита domiNo так и не научился нормально выступать без отдышки, никогда не забудутся.

domiNo
domiNo

Чтобы вы понимали, domiNo это что-то вроде смеси чувственности Loc-Dog и аморальности Эминема из которой по итогу вышел настолько депрессивный и не имеющий аналогом микс, что забыть domiNo можно лишь при условии, что все его фанаты выйдут в окно.

А ещё есть Пирокинезис, ещё есть Егор Натс. Последнему, кстати, очень тяжело потому, что пацан талантливый, он круто пишет, но его продвигает ВК паблик "Рифмы и Панчи" как бы...

Поэтому и в попсе и даже в рэпе, в этой обители самой примитивной музыки, самых пустых слов и бессмысленных метафор, всё равно всегда находились те, кому удавалось зажечь между этих скопищ дефолтных пианинок искру, тронуть слушателя за самое глубокое и личное, не имея при этом ни сплиновских аккордов, ни земфировских аранжеровок, ни даже тональностей певицы Максим.

И это всё при том условии, что и эти музыканты в сравнении с западными великим звуком похвастаться не могут, а потому грусть наша воистину решает.

Баста
Баста

Но где-то всё же есть ошибка. Назвав всю нашу музыку грустной, мы совершили ту же ошибку, что и все эти люди, считающие лиричными исключительно грустные песни. Да, так уж вышло, что выражать в творчестве негативные эмоции всегда гораздо проще, чем что-то хорошее.

И не потому, что хорошего нет, а просто потому, что когда в жизни всё хорошо, то писать песни хочется в последнюю очередь. Помножьте эту закономерность все на исторические контексты, о которых мы говорили выше, на социальную повестку России, на прекрасную погодку за окном и даже на банальную скуку (ну ладно, 2020 не такой уж и скучный) и выйдет, что да. Наша музыка зачастую правда очень депрессивная и это логично.

Би-2
Би-2

Однако важно, что в корне этой грусти лежит не слепой пессимизм, а больше чувственность, больше желание пропускать всё через себя. Ведь если приглядеться внимательнее, то на самом то деле с тем же размахом и глубиной мы при желании можем говорить о чём-то хорошем. А потому и музыка наша скорее не грустная, она душевная.

И вот благодаря душевности своей, несмотря на отставание от западных артистов в 1000 и 1-м пункте, такие русские музыканты ничем не хуже тех, с кого они брали пример.

А какая песня для вас является самой грустной? Делитесь ответами в комменатариях!


Другие наши статьи:

Источник