Найти тему

Про неэффективность образования и Илона Маска

Вашим детям интересно в школе?
Вашим детям интересно в школе?

Как считаете, насколько эффективна современная система образования? Дает ли она детям знания, которые РЕАЛЬНО помогут выжить, заработать, стать успешными, адаптироваться в быстро меняющемся мире, быть гибкими? Я уверен, что нет.

Скажу больше, вопреки мнению, что раньше было радужно и чудесно, а сейчас – учителя не те, и программы плохие, я считаю, что в корне ничего не изменилось. Просто дети стали другими – и это просто великолепно! Мы строем шли на 1 сентября и сияли от счастья, принося в портфеле никому, кроме родителей, не нужные пятерки. Современным детям школа в тягость, они не хотят, не видят смысла ходить и получать тонну знаний, которая улетучится сразу после выхода из кабинета и не несет никакой пользы для дальнейшей жизни. И знаете, что? Они абсолютно правы!

Ну правда! Что вы помните из школьной программы? Уверен, что только ту информацию, к которой были врожденные способности. Например, если ребенку в голову будто сами залетают иностранные языки, а с точными науками проблема, то на физику с геометрией он будет ходить, как на заклание, и просто высиживать положенные часы. И какой толк в таком обучении? Лучше бы ему дали максимальное количество занятий языками, организовали общение с носителем. А остальное преподавали для общего развития, возможно, даже без оценивания знаний.

А еще детей абсолютно не обучают этике, морали, не доносят катастрофичности экологической ситуации. Их превратили в подобие учебной фабрики, где знают и понимают только то, что навязывает система. Творческий потенциал, способности, которые выходят за рамки стандартов, убивают на корню вместе со стремлением к вершинам и новым знаниям. Мне близка точка зрения, что образование направлено на обучение давно известным вещам и на исключение риска, что человек узнает что-то такое, что сможет повлиять на положение вещей в будущем.

Так смешно смотреть на родителей, которые с пеной у рта борются с поголовной термометрией в школах, апеллируя тем, что это первый шаг на пути к тотальной покорности и следованию чужим правилам – или психологии рабов. Уважаемые, вы опоздали. Школа сама по себе в том виде, в котором существовала всегда – это самый лучший инструмент для убийства любой инициативы и выделения из толпы.

Есть живые доказательства того, что школа и дальнейшее традиционное образование – не залог успеха в жизни. Например, Стив Джобс и Билл Гейтс не имеют престижных дипломов, но добились высот, о которых большинству и мечтать не приходится.

Не поймите меня превратно, я не говорю, что обучение не нужно или плохо. Оно не эффективно в том виде, в каком существует сегодня, когда природные способности ребенка задвигают на второй план и заваливают, дезориентируют лишней информацией.

В этой связи хочу рассказать о школе Ad Astra, которую основал Илон Маск в 2014 году. Он полностью попирает признанные принципы образования и пропагандирует такой стиль обучения, которому я просто аплодирую стоя.

Итак, что он предлагает:

  • отказаться от оценок, как инструмента формирования искаженной системы ценностей. В его школе дети получают «астры». Но не за решение задач, а за реализацию идей. Любых идей, к которым у ребенка есть интерес и способности: кто-то мастерит мебель, а кто-то придумывает программы. Оба достойны уважения и поощрения в равной степени;
  • отказаться от стремления к высшему образованию, как к цели и ценности. Ученики уделяют внимание фундаментальным знаниям: основам дисциплин, их спорным вопросам и применению в реальной жизни. В результате они имеют широкий кругозор по всем предметам, а глубокие знания – только по выбранной профессии;
  • отказаться от тестов. По мнению Маска, тесты убили американское образование. И Россия медленно идет в том же направлении. Дети разучились думать, зато умеют подчеркнуть правильный ответ. В Ad Astra для закрепления знаний используют только практику. Например, детали машины рассматривают в натуре, а не на схеме. Также в школе нового формата не решают сложных уравнений, ведь в абстрактных знаниях нет пользы. Вместо этого они решают реальные задачи: создают, чинят, предлагают эффективные выходы из разных ситуаций;
  • уделять внимание обучению этике и морали. На мой взгляд, это ключевой, крайне важный для будущего взрослого человека аспект. Ученики постоянно решают задачи типа: как спасти территорию от экологической катастрофы, если население работает на единственном заводе, который наносит непоправимый вред окружающей среде. Если его закрыть, люди будут голодать. Если оставить – умрет все живое вокруг. Как бы вы ответили на вопрос?
  • отказаться от деления на классы. Это абсолютно не эффективно. В Ad Astra дети все вместе обсуждают и решают задачи, делятся мнениями. И даже дома вместе с родителями продолжают мозговой штурм. Это интересно, это вдохновляет, это остается в памяти навсегда;
  • сделать обязательным изучение физики, но не в классическом формате. По мнения Илона Маска, данная дисциплина полезна абсолютно всем. Другой вопрос, что нужно выбрать определенное направление из общего курса и уделить ему особое внимание. Причем принципы нужно изучать не в сухой теории, а на практике. Аналогично дети изучают экономику;
  • отказаться от стандартной программы, которая не учитывает интересов и способностей ребенка. Кто-то хочет изучать музыку, кто-то математику. Зачем заставлять учить то, что не нужно и не пригодится? Обязательная программа заставляет ненавидеть школу и воспринимать ее, как повинность. Ученики Ad Astra не хотят уходить на каникулы и воспринимают обучение, как удовольствие.

Ну как вам такой подход к обучению? По мне – высший класс, если школа не слепо следует придуманным какими-то «умными тетями» программам, а стремится раскрыть потенциал каждого ученика. Но это из разряда фантастики. Или мы все же дождемся адекватной системы образования?

Каким вы видите образование будущего?

Ставьте лайк 👍 и подписывайтесь на мой канал 👈!

С любовью к Вам, Денис Шилкин