Сериал «Игра на выживание» не зря имеет уже прочный и достаточно высокий рейтинг 7,6 на Кинопоиске (могло быть и выше, но в России любят минусовать российское). Это действительно одно из высших достижений отечественного многосерийного триллера-хоррора.
Рядом с работой режиссера Карена Оганесяна («Жизнь впереди», «Я остаюсь») может стоять только уже прославившаяся за границей «Эпидемия». Здесь я соберу в кучку аргументы в пользу этого кино.
В двух словах – фабула. В сибирской глуши высаживают 16 участников реалити-шоу «Выживший». Вскоре оказывается, что съемочную группу перебили, а героям шоу придется искать дорогу домой самостоятельно, постоянно сталкиваясь с жуткими и смертельно опасными проблемами.
Грамотная работа с референсами и аллюзиями
В 2013 году был американский сериал «Сибирь» в поджанре found footage, что уже изрядно поднадоело. Он вышел посредственным и дальше первого сезона не уехал. Понятно, что это референс, но работа Оганесяна на голову выше, и без всяких там псевдодокументалок, нормальное кино.
Вспомнить про «Лост» можно, но и тут у Оганесяна ряд плюсов. Режиссер не оставляет на финал сплошную муть, ответы на вопросы имеются, да и в принципе история тут другая. Важно также, что российское кино – не просто сидение на одном месте, это еще и роуд-муви да еще и классные триллер и хоррор, а это самое главное. «Лост» нестрашный, он гораздо мягче, больше похож на детективную мыльную оперу.
В сериале обыгрывается целая пачка хоррор-жанров: зомби-муви, слешера, сексплотейшна, тортур-муви, энимал-хоррора и так далее. Быстрая смена ужасных предлагаемых обстоятельств обеспечивает «Игру на выживание» драйвом и усложняет детективную составляющую.
Плюс – сама тема фильма, мера условности делают бессмысленными обвинения во вторичности: это не вторичность, а постмодерн, и даже не просто цитаты, а именно аллюзии, весьма талантливые, следует отметить.
Убойные камео
Участие в фильме Игоря Верника в роли ведущего в первой серии выглядело ровно. Но когда появились Александра Бортич и Алексей Чадов, и стало понятно, что это камео, возник вопрос: разве это интересно? Анфиса Чехова в хорроре «С.С.Д.» играла почти себя, но называлась иначе . Не украдут ли реальные люди градус крепости хоррора, как ребенок в ужастиках, который под защитой сценаристов?
Оказалось, что режиссер на это и рассчитывал и вдохновенно ломает стереотип об избранности звезд. Сначала показывает их простыми напуганными и довольно эгоистичными людьми. Чадов так вообще поначалу ведет себя как трус. Затем долго мучает, и все-таки убивает.
Линия Бортич оказывается шокирующей, и самое страшное в ней – не жесткие обстоятельства ее вылета из игры, а длинный монолог, в котором достоверные детали из интервью актрисы соседствуют с выдуманной сценаристами жутью о ее интимной биографии. Жесткий постмодернистский ход, благодаря которому мы видим, вроде бы, Бортич, но пришедшую из другой реальности, в которой ее жизнь шла в стиле таблоидных сплетен о звездах.
Работа с камео – отличный эксперимент, выводящий на малоизученные грани психологического хоррора. За такое – сразу плюс 1-2 балла.
Хорошие актеры
Кроме звезд в фильме немало актеров, которых многие зрители увидели впервые. Много свежей крови. Актеры в целом справляются хорошо, отдельные минусы обсуждать не хочется, это же хоррор, а не театр драмы.
Есть и настоящие прорывы. После показа этого сериала в России появилась новая кинозвезда – Линда Лапиньш («Стажеры»), сыгравшая помощницу депутата Госдумы, которая пришла на шоу с особой миссией. Хорош и Владимир Веревочкин в роли главного протагониста. Оба держатся молодцом и как драматические актеры, и как герои боевика.
Также хочется похвалить Михаила Кремера в роли борца ММА, «повариху» Юлию Волкову, «ветеринара» Марию Кулик... так я могу перечислить большую часть актерского состава. Он действительно очень крепкий. С какого-то момента хочется, чтобы герои картины перестали умирать, нет желания с ними расставаться.
Кстати, высокий расход классных персонажей – тоже крутая фишка, редкость для сериала, претендующего на многосезонность.
Режиссер без тормозов
Во второй серии Оганесян с ходу шокирует зрителя дракой мужиков в бане (привет фильму «Порок на экспорт» Кроненберга), а затем – длинными жесткими сценами с изрядной долей сексплотейшн-хоррора . Это сразу задает меру условности, декларирует намерения.
Становится понятно, что с ходу пнув ногой ограничение, которое выставляет перед собой большинство режиссеров (кроме авторов хорроров типа «Последний дом слева»), Оганесян развязывает себе руки, и дальше от него можно ждать любую жесть. И жесть будет, взять хотя бы уже упоминавшуюся ситуацию с камео. Оганесян снимает действительно суровое кино, которое, кстати, детям лучше не показывать.
«ППЧМЗ» против «Последнего министра»
Достойные уважения российские фильмы ужасов (часть 5)
Чем больше сериал «Водоворот» старается казаться крутым и умным...