Работала на одном предприятии секретарша. Причитающаяся родственницей директора. Утром в приемной перед совещанием, она встречала людей шутками.
- О, идет начальник отдела продаж, скоро мы «по миру пойдем» с его продажами.
У начальника отдела по управлению персоналом, выделяла темные мешки под глазами: «Видать нелегко, ему бедному, замучил персонал».
- А бухгалтер то, ха-ха. Похудеть никак не может, хотя ничего не ест на обедах.
Работники предприятия проходили мимо секретарши, как через строй солдат со шпицрутенами во времена Петра 1-го.
Неоднократно работники просили директора повлиять на секретаршу. Он молчал, пожимал плечами: «Что Вы злитесь, она же шутит, не нравится - не слушайте».
Так в древние времена у царей были шуты. Говорили мнение, которое не решался порой высказать и сам царь. Приходили к нему вельможи, а шут насмехался над ними, говорил, что у царя на уме. Мог и вино на голову вылить неугодным. Сдерживая радость, бранил царь шута: «Вот дурак!» Придворные, гости смеялись над выходками.
В 16 веке жил шут Том Скелтон, который вдохновил своим образом У. Шекспира на описание шута в «Короле лир». Скелтон веселился оскорбляя людей, не гнушался и убийства, когда за это платили деньги.
Скелтон по указанию графа Пеннингтона отрубил голову плотнику, ухаживавшему за дочерью графа. А когда по деревне, где жил парень, пошли пересуды, он заявлял во всеуслышанье: «Ничего страшного, парень просто потерял голову». Скелтон, сидя под большим вязом в шутовском костюме, развлекался заманивая путников в смертельную ловушку.
Как правило, господа поощряют выходки своих шутов, ведь в этом соль – можно оскорбить и посмеяться над кем угодно и над чем угодно. И всегда сказать: «Да это же дурашка забавляется». А к господину придраться не в чем.
Потому что шут не угодный господину и совершивший противный для него поступок – например, как Джеффри Хадсон, сразу отправится на корабле в ссылку.
Прелесть шутовства и карикатуры в том, что можно втоптать в грязь все что угодно, а когда зайдет речь об ответственности - прикрыться шутливой формой. Но зло, яд, гнусность в какой бы они не были форме, не перестанут таковыми являться. Заверните экскременты в комикс, вонять от этого меньше не будет.
В наше дикое время, высмеять можно все что угодно, это даже модно становится. Недавно я увидела, как один стендапер потешался в Инстаграме над Ником Вуйчичем, распинаясь над особенностями тела. Опасная это перспектива, размывает границы.
У И.Бродского есть такие слова: «Перевяжи узлы между добром и злом». Все идет к тому, что узлов нет и координаты различения этих категорий стираются. Так почему же люди не едят собственную тошноту? Не нравится, воняет? А сколько можно допускать к себе изрыганную кем-то зловонную информационную жижу? И говорить, что это способ самовыражения.
Во все времена у людей были свои ценности. У одних Христос, у других Пророк Мухаммед, Будда, Кришна. Солдаты на войну уносили фотографии своих жен, матерей. И это было для них ценностью. Солдат в плену мог пережить побои, но пережить попирание и надругание над ценностью было нестерпимо, и он бросался на вооруженных противников.
Евгений Родионов, ценой своей жизни отказался в плену у боевиков снять крест и переменить веру.
Педагог Януш Корчак последовал за своими ценностями и воспитываемыми детьми в концлагерь, отверг все просьбы известных людей его спасти:
Офицер СС:
- Вы можете быть свободны.
- А дети?
- Дети поедут в лагерь.
- Ошибаетесь. Не могу. Не все люди – мерзавцы.
Пока одни люди стараются видеть добро в других и жизнью отстаивают ценности, другие очерняют людей подобно злым троллям. Через свои взгляд делая гадкими и уродливыми ценности других и обычные человеческие черты.
На Руси издавна были юродивые, которые намеренно старались выглядеть безумными, глупыми. Они отличались от шутов тем, что намеренно скрывали собственные добродетели и высмеивали мирские пороки (гордыню, жадность и пр). Шут смеялся над другими, а юродивый навлекал поношения и гонения на себя.
Юродивый старец Гавриил Ургебадзе открыто обличал советскую власть. Святая Ксения Петербуржская помогала людям прозорливыми советами, а по ночам носила кирпичи строить храм.
В добровольном безумии Василий Блаженный проявлял великое сочувствие к несчастным и угнетенным, посещал узников в тюрьме и наставлял их к исправлению, опрокидывал лавки нечестных торговцев. Иван Грозный любил Василия Блаженного и относился к нему с большим почтением. Когда однажды святой вылил трижды вино за окно, царь вопросил зачем? – «Гасить пожар в Новгороде», ответил святой. Вскоре пришли известия о пожаре.
Поэтому во все времена, если кто-то смеется над телом, личностью, ценностями другого человека, он просто жалкий шут. Как пишет А.В. Кирьянова такие мизерные люди не заслуживают даже гнев, только презрение, взять и отогнать зонтиком или газеткой – Пошел, пошел!