Был вопрос
,,Где заканчивается " восточный" человек, а где начинается "западный"? "
Ответ
Сейчас очень популярна тема единства всех религий, когда говорят, что ,,всё везде едино", что ,,источник всего един", что ,,смысл всего един".
Это обычно приводит к двум результатам. Первый результат тот, что всё остаётся на уровне слов, на уровне болтовни. Создается какая-нибудь книга, в которой проведены параллели между даосизмом, Библией, Кораном, Бхагават Гитой и т.д. Таких книг очень много.
Можно много разговаривать в интернете и писать всевозможные комментарии.
Но это никоим образом не приближает к этому самому источнику, который един - всё остаётся словами.
А единое остается таким же недостижимым и ты ни на один шаг не приближаешься к нему.
Можно заниматься утром йогой, в обед - медитацией, потом христианской молитвой, а вечером делать ци - гун.
Это также ни на один сантиметр не приближает к тому источнику, который един и вообще к той самой вещи, которая одна.
Потому что едины все религии только на уровне реализации. А на уровень реализации невозможно выйти путем следования всем религиям. Для этого нужно становится адептом одного пути, полностью вступить в какую-нибудь одну традицию, полностью её изучить. Идти одним путем и извлечь из него суть.
Есть такая поговорка, что ,,Если двое святых спорят между собой и не соглашаются, то они не святые.
А если двое учёных спорят между собой и соглашаются, то они не настоящие учёные".
То есть единство всех религий присутствует на уровне реализации.
Понимание западного человека крайне поверхностно, он рассматривает эти вещи, как разные товары в магазине. Поэтому даже если, как ему кажется, он вступает на какой-то путь, то очень часто западный человек (чем он отличается от восточного), к старым годам, проведя якобы как будто бы всю жизнь на своем пути, продолжает страдать эмоциональными проблемами начинающего. Этот эмоциональный уровень он просто не в состоянии пройти.
Поскольку у западного человека ,,есть множество путей", то когда он начинает чуть-чуть что-то ковырять в смысле практики и у него начинает не получаться, то он сразу же начинает обвинять в этом путь. Говорить ,,это не моё, это не мой путь" и т.д. И, перестав быть буддистом, он становится христианином. После этого он становится индуистом, мусульманином и т.д. И всякий раз, встречая трудности, он не идёт дальше.
Если восточный человек на своем пути встречает трудности, то воспринимает это как данность этого пути, как вещь, которую он должен пройти, как составную часть этого пути. Поэтому он идёт дальше к опыту и становится адептом.
А западный человек либо меняет путь, либо находит такой способ находится на своем (якобы) пути, чтобы никоим образом не трогать свои трудности. Он ухитряется обходить их так, чтобы больные места оставались скрыты - таким образом он тоже никуда не продвигается.
Тибетцы говорят про себя - и Доржонг Ринпоче наш говорил - что ,,у нас тоже бывают эмоциональные трудности и проблемы, но они, как правило, проходят через полгода практики". Человек просто перемедитирует проблемы в течение полугода и двигается дальше, больше у него этих проблем нет.
А у иностранцев эти проблемы остаются до конца, и они остаются самыми главными.
Разница между западными и восточными людьми ещё и в том, что восточные люди воспринимают духовный путь, как средство трансформации. Они берут путь и используют его, как орудие трансформации, а не как какую-то интересную вещь на уровне общего религиоведения. Они его используют в качестве инструмента, поэтому другие пути их не интересуют, достаточно одного. Если путь проверен и ясно приводит к результату, используются методы именно своей традиции. Если это Гелуг, они используют методы Гелуг. Если Ниньгма, то методы Ниньгма.
Есть великие Ламы, держатели нескольких традиций. Наш Гуру Доржонг Ринпоче был держателем линий Друкпа Кагью и Ниньгма.
У обычного человека есть гуру, есть путь и он по нему следует.
Поэтому у тибетцев очень часто можно встретить среди мирских людей тех, которые явно находятся на хорошем духовном уровне. Их много среди владельцев гостиниц, держателей ресторанов и т.д. Таких у нас вообще нет и никогда не было .
Некоторые могут возразить, что ,,для нас это новое, это восточный путь и т.д., а для них это не новое".
Конечно, это так, потому что мы рождаемся в основном в одном и том же месте. Но в то же самое время, если посмотреть на результат того пути, который является ,,нашим", христианским, то тут тоже вряд ли можно найти много впечатляющих реализованных людей. Скорее, наоборот.
Однажды утром мы сидели в доме в Таши-Джонге, который снимали у Сабзи.
Он пришел очень уставшим. Мы спросили, что он делал, почему так устал.
Он говорит: ,,да вот, всю ночь пилили череп умершему председателю сельского совета".
Председатель тридцать лет возглавлял поселковый совет и после того, как умер, целый день сидел в тукдаме, в самадхи таковости.
Перед смертью он завещал распилить свой череп, сделать из него чашу и поднести её своему гуру Кхамтрулу Ринпоче, как ритуальный объект.
Таких людей на востоке много.
Они мало разговаривают об этом.
Поэтому для учителей, для лам, большая проблема все эти западные леди, которые приходят к ним обсуждать свои проблемы и переживания.
Если кто-то из восточных людей, действительно, хочет практиковать, то он просто приходит к Даме, берет какую-то практику и делает ее.
Либо обращается по меркантильному вопросу - жениться или не жениться, к примеру.
Но чтобы прийти и задавать много метафизических вопросов - такого нет. Потому что у них есть путь, который приводит к цели. Они верят в это и следуют этому.
Есть три типа веры.
Это восхищенная вера - когда ты увидел какого-нибудь учителя, услышал учения и восхитился
Второй тип веры - это активная вера, которая хочет достичь тех качеств, которые ты узрел, хочет стать таким же и двигаться в том же направлении.
И третий тип - вера - уверенность.
Потому что ты уже знаешь об этом пути, он тебе показал себя. Это вера, которая исходит из знания.
У тибетцев есть чутьё на закон кармы, они чувствуют, знают, что другие жизни - это реальность.
У западных людей всё очень поверхностно, и, как правило, их вера остаётся на уровне восхищенной.
Единство всех религий - это хорошая социальная идея, чтобы представители некоторых агрессивных религиозных направлений не обзывали других неверными, не резали им голову, не считали их ,,бесовщиной" и т.д.
На самом деле ,,единство" относится к индуистской и буддийской традициям, которые к представителям других религий относятся, как к людям, делающим то же самое, но другим образом.
В буддизме их называют ,,переходящими реку в другом месте". Индусы считают, что все божества это проявления одного единого Брахмана - так оно и есть.
Но это относится к ведической, буддистко- индуистской традиции.
А мусульмане и христиане считают, что только их Путь - единственный и правильный, а все остальные - неправильные и бесовские.
Но как средство достижения цели идея единства всех религий совершенно не продуктивна.
Находясь на пути, ты не должен смешивать его с другими. Это мешает пути осуществлять свою программу. Каждый путь - это какая-то определенная программа. Определенная программа выстраивания сознания для достижения цели. Определенная энергетика, определенный набор знаний. Путь - это средство передвижения от одного пункта к другому пункту. В этой программе заложено, как туда добраться.
Надо проверить, насколько этот путь является действенным, пришел ли кто-нибудь по нему к месту назначения. Если пришел, значит, путь работает, в нем это заложено.
А если ты делаешь что-нибудь другое, ты можешь ему мешать.