Сначала расскажу, как делала это раньше. А потом, как делаю сейчас.
Когда я забирала средних детей на СО, в шоке были не только все окружающие, но и в какой-то степени сами дети.
Три года они ходили в школу, расписание, домашка…и вдруг ничего этого не надо. Вставать утром не надо, заниматься можно в любое время. Просто счастье.
Но, ко всему хорошему мы быстро привыкаем. Тем более работал уже выработанный рефлекс: дома, значит отдыхаем. Я никогда не заставляла детей что-то делать на каникулах, или, не дай Бог, на больничном.
Это я к тому, что через некоторое время дети стали лениться, устраивать саботаж и даже пытаться хитрить.
Я стала думать. Теории о том, что детям надо создать какое-то особое пространство, заинтересовать их, подбирать интересные учебники и т.д и т.п, я сразу отмела. Во-первых, потому что это трудоёмко и затратно, а во-вторых, потому что знала, что моим это как мёртвому припарки.
Всё, что было связано со школой, воспринималось априори отрицательно.
Читать и писать они научились ещё до школы. Читать любили, сами выбирали книги и считали, что этого вполне достаточно.
Оставались два старых метода: кнута и пряника.
Кнут у меня никогда толком не получался. Меня саму в детстве никогда не наказывали, и я наказывать не умею. И не вижу в этом абсолютно никакого смысла.
Значит, оставался только пряник. Придумала всякие поощрения, начиная от поездки с папой на океан, до банальных денег.
Сначала вроде помогло. Недели две было что-то вроде энтузиазма. А потом стало ещё хуже: не надо нам ничего!
Я недоумевала… тогда. Теперь я знаю, почему система поощрения работает очень редко. Психологи ещё в середине двадцатого века провели ряд экспериментов, в том числе и на школьниках, и доказали, что
метод поощрения не работает в долгосрочной перспективе.
Если объяснить просто: человек подсознательно понимает, что раз ему платят, значит он делает, то что не хочет. И это добивает мотивацию.
У нас так и получилось. Поэтому учились мы без всякой мотивации))
Я обещала рассказать, как мотивирую на учебу сейчас младшего сына. Но, на самом деле, рассказать мне нечего. Никак не мотивирую. Уже давно объяснила, что 9 классов мы закончить обязаны.
А всё остальное — это его отношение к своему развитию.
Ну и учится сам, как хочет. С ним вообще не было никаких проблем. Были старшие дети, их пример, а иногда и жёсткая критика на молодёжном сленге. Видимо, этого хватает.
P.s. Что из этого получилось? Читайте в понедельник, 2 ноября, продолжение в статье о том, могут ли дети учиться сами?
Автор: Дина Иреева, журналист, мама четверых детей и бабушка троих внуков, трое детей на СО
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Читайте также другие статьи автора:
Я сдалась и попросила детей вернуться в школу...
Как помочь детям, которые не хотят учиться
"Не хочу учиться потому..." Что говорят сами дети
Ставьте 👍 и будьте в курсе семейного обучения с нашим каналом.