Ну, прежде всего в том, что это одна из двух всего возможностей увидеть Майю Михайловну в одной из самых известных ее партий. Целиком и полностью, не фрагменты какие-нибудь. Вторая запись была почти 20 лет спустя, и в другой редакции, Юрия Григоровича, с которым балерина впоследствии враждовала… но об этом потом, в каком-нибудь другом материале.
Фильм-балет – жанр своеобразный и разнообразный. Под ним понимают и снимают разное. Вот он, наш «препарируемый» фильм-балет 1957 года.
Для совсем первого знакомства с «Лебединым» я бы его не порекомендовала – слишком сокращенный. Не менее чем на треть, ибо полноценное ЛО длится около 2 часов не считая антракта, а тут 1 ч. 18 мин., и то с небольшими антрактиками. Всё основное, конечно, есть. Но выкинутого «не основного» мне лично жалко. Можно еще сказать, что так короток спектакль в том числе и за счет весьма быстрых темпов (дирижер – Ю. Файер).
Постановка решена очень своеобразно. В основу легла запись спектакля в Большом театре. Снимали с разных камер, и не только сам спектакль: и зрителей (правильнее сказать – часто их эмоции, и это интересно, сейчас нас так попробуй заинтересуй), и антракт, и всякие музейные элементы о Петре Ильиче.
Ценность фильма еще и в том, что мы можем увидеть, пусть и сокращенно, многолетнюю московскую редакцию балета – редакцию А. Горского и А. Мессерера, как ее обычно называют. Асаф Михайлович и был сценаристом вместе с другим балетмейстером – А. Радунским, режиссер – З. Тулубьева. Эту редакцию в Москве в 1975 г. окончательно сменила версия Ю. Григоровича, и нашей бы остаться «музейной», но уже в XXI веке ее возобновил племянник Асафа Михайловича. И вовсе не в Москве…
Но пробежимся по кадрам. Главного героя этой истории принца Зигфрида играет 24-летний тогда Николай Борисович Фадеечев, не так давно ушедший от нас.
Замечательный танцовщик, партнер и артист. В первой картине в этой редакции он практически не танцует. Это близко к оригиналу, т. к. у М. Петипа и Л. Иванова этого и того меньше. Место действия тоже оригинальное, как по сценарию – молодежь развлекается на природе неподалеку от замка (Ю. Григорович и С. Вирсаладзе загнали действие внутрь замка). И вскоре купюра – от па-де-труа сверстников принца (хореография А. Горского) остались рожки да ножки – кусочек коды. Только что ничего не было – и вдруг на экране быстро танцуют какие-то две девушки и молодой человек. Уж лучше их целиком что ли вырезать )) Это па-де-труа целиком можно увидеть в спектакле Ю. Григоровича в Большом театре. А в полонезе последующем мне вот жалко что это не танец с кубками, как и должно быть, а вполне безалкогольный.
Но вот картина сменилась озером, где мы перво-наперво видим главного злодея этой истории в облике филина (Владимир Левашев).
В Большом он облик таковой не сохранил, а в Мариинке – вполне, так что мы не очень удивимся. Появляются лебеди, и вот выходит и главная девушка-лебедь – Майя Михайловна.
Балерине тогда 32 года, вполне в расцвете, но вес в другие периоды все же был поменьше. И мы наслаждаемся прекрасным лебединым актом Льва Иванова… но с небольшими примесями Александра Горского. Ну, например, т. н. танец маленьких лебедей – что-то не очень похож, да? Это - от Горского.
На балу 3 акта сохранился неаполитанский танец, от венгерского только быстрая часть, и от мазурки только кусок, порезано в общем. Но вот наконец-то сюжетный кусок – символ однолюбия – вальс невест. Зигфрид нехотя танцует с девушками-претендентками, но они его не интересуют, и мысли только об Одетте. Если бы он знал, что его поджидает! Ибо впереди моя любимая, эффектная в любой постановке сцена выхода Ротбарда и Одиллии. Известно, каких черных дел эта парочка наделает… А как прекрасно т. н. черное па-де-де Мариуса Петипа! Но в коде 32 фуэте не будет. И дело не в редакции, а в исполнительнице. У Плисецкой этот трюк не был стабильным, и она его в ЛО заменяла «кругами».
В 4-м акте (или картине) действие происходит опять на лебедином озере, и это все поставлено А. Мессерером. Обращает на себя внимание второй танец лебедей в этой картине – это ни что иное, как то, что сам Петр Ильич назвал танцем маленьких лебедей. Но название перекочевало в другой фрагмент, а этот Петипа и Ивановым не использовался. Мессерер вернул его из относительного забытья.
Развязка финала держала зрителей ух в напряжении, как мы видим по выхваченным оператором лицам. А сам финал спойлерить не буду )) Всякий бывает.
Стоит ли смотреть? Обязательно! Надеюсь, мой обзор кому-то станет предисловием и путеводителем.