Работы по созданию самолёта-спасателя для ВМФ на базе Ту-16 начались в 1955 году.
Согласно постановлению Совета Министров СССР, конструкторы должны были оборудовать Ту-16 самоходной спасательной лодкой и представить готовый самолет к 1957 году.
Будущий самолёт получил обозначение Ту-16С (спасательный).
Спасательная лодка разрабатывалась Министерством судостроительной промышленности. Работы по самолёту вели в ОКБ Туполева (Томинский филиал). Проектом руководил И.Ф. Незваль.
Особенности лодки
Спасательная лодка размещалась под фюзеляжем самолёта. На самом Ту-16С, как и на лодке, было установлено специальное оборудование, радиоаппаратура для определения местонахождения самолётов, людей и кораблей, терпящих бедствие.
Система должна была работать следующим образом: с помощью бортовой РЛС экипаж находил предполагаемое место бедствия, после чего осуществлялся сброс спасательной лодки. Далее срабатывало дистанционное оборудование - по радиосигналу запускался двигатель лодки, после чего в автоматическом режиме она плыла на сигнал бедствия. Для тех лет система радиоуправления была довольно-таки сложной.
Конструкторы ОКБ очень тесно работали с кораблестроителями, ибо им нужно было согласовать все мелочи, вплоть до обводов бортов лодки, примыкающих к фюзеляжу.
В коне 50-х годов Ту-16С успешно прошел испытания, после чего был принят в ВМФ.
В 60-е годы большинство Ту-16С создавались на базе Ту-16Т. Проект получил обозначение - "заказ 454".
Ту-16С в основном поступали на КСФ и эксплуатировались вплоть до кона 1980-х годов.
Также Ту-16С предназначался и для поиска космонавтов, которые совершили посадку в море.
Спасательную лодку должны были оснастить аппаратурой поиска и наведения "Прикток" и "Штырь-2".
Лодка могла "чувствовать" сигналы бедствия на расстоянии 60-100 км. Дальность оказания помощи пострадавшим при известном месте аварии или приводнения - 2000 км.
Вот некоторые первоначальные характеристики лодки:
- Масса с парашютной системой - 3400 кг;
- Пассажировместимость - 20 человек;
- Скорость хода лодки - 15 км/ч;
- Мореходность лодки - 4-5 баллов;
- Дальность автономного плавания - 1500 км;
- Автономность по запасам пищи и воды на 20 человек - 4 суток;
- Мощность двигателя - 40 л.с.
Окончательная версия системы отличалась от первоначального варианта. Под фюзеляжем Ту-16С подвешивалась спасательная лодка "Фрегат" кормой вперед по полету. Она имела водоизмещение - 4200 кг, массу 3400 кг и была рассчитана на 15 человек, вместо 20. Скорость хода составляла 13,9 км/ч. Также на самолёт можно было подвешивать спасательные контейнеры КАС-90.
Самолёт оснащался поисковой аппаратурой РПМ-С, предназначенной для приёма сигналов с аварийных радиомаяков типа "Опушка". РПМ-с сопрягалась с РБП-4. Лодка "Фрегат" оснащалась радиоаппаратурой "Рея-Л". Ту-16С имел на борту "Рея-С".
Суть системы практически не изменилась. Лодка действительно могла осуществлять самостоятельное движение в сторону сигнала бедствия сразу после сброса с самолёта. Оператор, находясь на борту самолёта, мог корректировать курс движения дистанционно.
На практике Ту-16С неоднократно показывал свою эффективность во время реальных спасательных операций в море. Спасательный самолёт активно использовался советскими ВМС.
В 70-е годы несколько спасательных самолётов Ту-16С по заказу ВМФ были переоборудованы в противолодочные поисковые самолёты Ту-16СП. Они были способны находить подводные лодки с помощью мощной РЛС, установленной в грузовом отсеке.
С момента появления Ту-142 ситуация изменилась. Потребность в Ту-16СП отпала.
Характеристики Ту-16С
А на этом всё! Поддержите статью пальцем вверх и обязательно подпишитесь на канал Авиатехник, чтобы не пропустить новые интересные публикации! Всем спасибо за внимание :)
Также советую посмотреть один из моих роликов: