Многие, и я в том числе считают "эпоху Дио" золотым периодом Rainbow. Именно тогда, на мой вкус, были созданы самые яркие композиции этой группы. С самого начала, с самых первых прослушиваний на виниле этих записей я сразу и безоговорочно признал их для себя одним из эталонов высшей пробы для настоящего хард-энд-хеви.
Думаю, никого я не удивил. Таких довольно много, среди ценителей Rainbow, если не большинство. Что там далеко ходить - обложку какого альбома Ричи использовал на концертах реинкарнации Rainbow пару лет назад? Ведь Rising, а не что-то из эпохи Джо Линн Тернера, так ведь?
В середине 90-ых я скупил почти весь винил группы, так как мое уважение к работам Ричи Блэкмора было безмерно. Но...
Спустя несколько лет я продал все диски с Тернером, а вот пластинки с Дио хранятся у меня дома до сих пор. Они пережили множество переездов и других приключений, но всякий раз их транспортировка происходила со всеми возможными предосторожностями, так что диски в полном порядке спустя столько лет. Я их даже не слушаю, чтобы ненароком не повредить винил, все записи есть в цифре. Эти пластинки - своего рода реликвия, а так же - дань ностальгии, конечно.
Но в 90-ые я был разочарован изменившимся звучанием группы. Играть лучший в мире хард-рок и вдруг взять парня вроде Джо Линн Тернера? Это было мне непонятно. Мне трудно было это принять. У нас было несколько видеокассет VHS с Rainbow, где поет Тернер. Я не мог оторваться от Ричи, но Тернер меня раздражал. Может быть, он неплохо поёт, но это не Дио, а его поведение на сцене вообще было, мягко говоря, странным...
Конечно, спустя годы, я думаю, что напрасно продал те пластинки. На тех дисках были прекрасные вещи, особенно мне по душе инструменталы, которые в те годы записал Ричи. Однако, в то время победил максимализм, а переоценка ценностей была еще впереди.
Тем не менее это достаточно интересный вопрос - что же на самом деле случилось и почему стиль группы совершил такой заметный крен в сторону мелодичного коммерческого рока?
Сейчас, перечитывая интервью давних лет, где Ричи касается этой темы, можно попробовать более точно ответить на этот вопрос.
Первое, что приходит в голову разумному человеку, если убрать в сторону эмоции, это - деньги. Не то, чтобы у Ричи не было денег, он был уже состоявшейся звездой в то время, но тут речь об американском рынке. Самом большом. Самом платежеспособном. То есть, одно дело деньги, а другое - большие, по настоящему большие деньги.
Не зря многие английские группы стремились пробиться на "золотые" пески" американского музыкального рынка. Вспомнить хотя бы Slade, которые будучи суперзвездами в Великобритании безуспешно пытались завоевать Америку, но так, по большому счету и не смогли этого сделать, несмотря на недюжинные усилия.
А прилагать усилия в этом смысле было отчего. Если популярные группы в Европе собирали залы, то в Америке - стадионы. Прибыль отличалась в разы, а иногда - на порядки.
Что ж, иногда Ричи Блэкмору в интервью прямо задавали этот вопрос.Что же он ответил?
Из интервью Ричи журналу Sounds, сентябрь 1980 года...
"- Вы хотите пробиться на американский рынок?
- Я попытаюсь это сделать – по-своему – но точно не буду особо из-за этого переживать. Хоть я и живу в Америке, но считаю, что европейцы намного лучше разбираются в группах. Группы, известные в Европе, играют лучше, в их музыке больше смысла и им есть что сказать. А в Америке нужно упаковать себя в красивую обертку и правильно себя подать. Нужно, чтобы тебя на сто процентов поддерживала звукозаписывающая компания, а еще приходится проплачивать определенным людям, давать им кокаин… На это я отвечаю: «Извините, но я таким заниматься не буду». Если ради успеха нужно идти на такое, то я лучше останусь никому не известным идиотом, я не согласен так себя ограничивать. Если я не могу чего-то добиться гитарой – ну и ладно."(с)
Что тут скажешь? Тут Ричи очередной раз подчеркивает свою независимость, что для него, в общем то, очень характерно. Читая его интервью разных лет, я сделал вывод - это человек, который ненавидит давление извне, и чаще всего речь шла о давлении, которое на музыкантов оказывали лейблы. В общем-то, это одна из причин,хотя и не главная, по которым Ричи Блэкмор покинул мир рок-н-ролла и занялся средневековой музыкой.
В том же интервью он говорит:
"- Остались ли у вас какие-то цели?
- Получать удовольствие. С этой группой я планирую поработать еще два или три года. Я всегда буду играть на гитаре. Возможно, в следующем году я запишу инструментальную пластинку с музыкой, которую писал последнюю пару лет. Это все медленные композиции, в них мало рок-н-ролла… Это другая моя сторона. Я никогда не стремился особо ее показывать, потому что у меня ее почти не было."(с)
Rainbow. Gates of Babylon
Тем не менее, если бы в жизни все было так просто...Если прочитать другие интервью того же периода, то картина сложится несколько иная.
Интервью Ричи журналу Melody Maker, сентябрь 1980 года
"Недавно Кози Пауэлл заявил, что покинул Rainbow из-за коммерческого направления музыки группы.
- Это всего лишь стадия, на которой я сейчас нахожусь. Я люблю коммерческие песни, на новой пластинке будет одна коммерческая песня «Magic». Интересная вещь, ее написал мой друг с Лонг-Айленда. Роджер в ней не уверен, но мне эта песня нравится. Я хочу иметь возможность играть коммерческую музыку, классику и тяжелый рок. Люди часто говорят: «Так нельзя!», но если ты не умеешь импровизировать или делать что-то новое, значит ты в себе не уверен.
Мне кажется, эта группа имеет право на коммерческие хиты. Я не считаю, что нужно придерживаться одного формата – я люблю тяжелый рок, но мне нравится и хорошая коммерческая музыка. Музыка на новом альбоме в основном в стиле хэви-метал – быстрая и очень напряженная, пластинка звучит в духе «Deep Purple In Rock». Пока что мы записали пять песен, одна из которых инструментальная обработка произведения Бетховена, которое мы играем на сцене. Получилось здорово. Многие скажут: «Как они могут так поступать с Бетховеном?» - что ж, я играю все, что хочу. Многие критики из-за этого поднимут руки!».
Блэкмор этому даже рад – он не упускает возможности еще раз шокировать людей. Он решил записать альбом в Копенгагене после работы над инструментальной композицией «Weiss Heim». А теперь у него появилась еще одна идея для совершенно неожиданного проекта.
- Я написал эту музыку пару лет назад, а в следующем году, возможно, запишу пластинку в таком ключе – с медленной, мелодичной и романтичной музыкой, что снова повредит моему имиджу. Будут говорить: «Как ты можешь?», но я всегда делаю то, что мне нравится, а не то, что мне диктуют остальные. Вот почему я не схожусь со многими людьми – и вот почему я покинул Deep Purple».
Итак, мы видим, что Ричи абсолютно прямо указывает, что собирается делать коммерческую музыку, и делает при этом оговорку, что именно это ему и хочется делать. То есть, между строк можно прочитать - нет, меня не принудили, мне самому нравится коммерческая музыка и я делаю то, что хочу делать!
В другом месте он говорит следующее об успешном коммерческом хите Since You've Been Gone, попутно жестко проехавшись...по последним( на тот момент) работам Пола Маккартни.
"- Почему вы решили записать коммерческую песню «Since You've Been Gone»?
- Я решил, что нам нужно немного освежить звучание, сделать его чуть более коммерческим, потому что мы играли слишком тяжелую и андерграундную музыку. Хендрикс как-то сказал, что каждому музыканту хочется слышать свою музыку, когда он заходит в какое-то помещение. Мне понравилась эта песня, мы знали, что она станет коммерческим хитом, так и вышло. Но мы быстро продолжили ее с «All Night Long», словно сказав этим: «Мы можем добиться успеха и с собственными песнями». «Since You Been Gone» помогла нам продвинуться в коммерческом плане. В этом нет ничего плохого, главное не перегибать палку и не светиться каждую неделю в шоу Тори Блэкберна. Это не компромисс. Просто нужно признать, что не все люди так разбираются в музыке, и нельзя постоянно устраивать музыкальные уроки. Главное делать это в меру и не продаваться как Маккартни. Мне кажется, он в этом переусердствовал, кажется, что для него главное продать как можно больше пластинок без всякого музыкального содержания. Это лучший пример человека, который так опустился и стал выпускать коммерческую ерунду для детей. Наверное, после того как он осветил весь мир лучшей коммерческой музыкой всех времен, ему осталось только писать для детей до трех лет. Возможно, для него это что-то новое. Хотелось бы, чтобы он побыстрее с этим завязал."(с)
Жаль, конечно. "Слишком тяжелая и андеграундная музыка" в их исполнении мне была более по душе,а такие вещи как Gates of Babylon - это вообще космос. К сожалению, с Тернером это было уже невозможно.
Что же остается за кадром этих интервью? В других источниках можно найти вот что...
"1978 год оказался для Rainbow особенно тяжёлым. Звукозаписывающая компания Polydor, угрожая отказом продлить подходивший к концу контракт, стала требовать от группы записывать более коммерческую музыку и выпускать больше студийных альбомов, считая общемировые тиражи недостаточными. От электрической радуги пришлось отказаться. Также, по настоянию Polydor, Rainbow начали выступать на разогреве у других групп: сначала Foghat, позднее — Reo Speedwagon. Делалось это для того, чтобы выжать максимум денег из концертов. Музыкантов могло утешить лишь то, что они пользовались намного бо́льшим успехом, чем те, кого они предваряли. Позже по требованию Polydor было урезано время выступления до 45-ти минут: в новый сет вошли «Kill the King», «Mistreated», «Long Live Rock’n’roll», «Man on the Silver Mountain», «Still I’m Sad» на бис (причём впоследствии и на бис выходить музыкантам было запрещено). Брюсу Пэйну удалось убедить лейбл продлить контракт, но пришлось и дать твёрдые гарантии, что группа будет играть именно коммерческую музыку."(с)
Честно говоря, когда я спустя годы узнал все эти факты, то у меня просто мир в голове перевернулся. Я не мог сразу в такое поверить. Группа, играющая рок-музыку высочайшей пробы была загнана в подобные тиски?
Foghat, Reo Speedwagon - кто все эти люди, что сами Блэкмор, Дио и Кози Пауэлл вынуждены были играть у них на разогреве?
Альбом Rising занял 42 место в Штатах, а Long Live Rock and Roll - только 89-ое! Я был зол на тогдашнюю американскую публику. Ведь это прекрасные альбомы! И, конечно, лейбл был недоволен такими продажами. И надо признать - давление на музыкантов было,и оно было серьезным. В тот момент Ричи еще не был готов все бросить и стать менестрелем...
Rainbow. I Surrender
Вот как он сам позже обьяснял произошедшее с группой и мотивы своих поступков.
Ричи Блэкмор:
"Американцы любят хард-рок, но в стиле Foreigner или Boston, очень полированный и гладкий. Песни вроде «Stargazer» и «Gates Of Babylon» там считают слишком грубыми. В Америке на меня часто давили, чтобы я выпускал более коммерческую музыку, бывали времена, когда я был готов сдаться, но настоящие поклонники умоляли меня не браться за коммерцию и выпускать больше альбомов в духе «Rainbow Rising». Это меня ужасно смущало. За последние три года я обнаружил, что у нас появилось больше фанатов, которые считают, что Rainbow хороша в более мелодичных песнях, мне кажется, что это весьма примечательно. Смотрите, тогда я был крайне доволен альбомом «Rainbow Rising», потому что думал, что это точно лучшее, что я когда-либо создавал. Но с другой стороны, из-за этого меня еще сильнее расстраивало, что его не крутят по радио. Особенно песня «Stargazer», на мой вкус она идеальна во всем, но из-за того, что она идет дольше трех минут, и в ней нет припева, под который можно подпеть, она не подходит для радио. Потому что я также хочу, чтобы Rainbow попала на радио; это повышает результаты продаж пластинок, и для меня это что-то вроде материального признания, которое мне просто необходимо. Эта задача для меня была вопросом престижа"(с)
Насколько я понимаю, Ричи в итоге нашел для себя и для группы некий компромисс. В этой непростой ситуации он увидел вызов для себя, рассмотрел положительную сторону. И да - Ричи видел свои плюсы в мелодичной коммерческой музыке, и, я думаю, что он не кривил душой, когда говорил об этом прямо.Кроме этого, наивно считать его человеком, который равнодушен к материальному вознаграждению за свою работу, ведь многие его интервью прямо говорят об обратном.
Что не отменяет того факта, что Ричи Блэкмор - гениальный музыкант и один из лучших гитаристов в мировом роке.
В тот момент ему нужно было провести свое детище - группу Rainbow - по тонкому льду - дальше, к успеху. Он это сделал успешно, хотя, на мой вкус, не без существенных потерь.
А что думаете вы?
На этом сегодня прощаюсь!
Всем мира, добра и хорошей музыки!