Найти в Дзене
Буддизм. Amida Times.

Классификация Синраном буддийских учений

Приветствую всех читателей и подписчиков данного канала!

Сегодня - продолжение перевода книги Эйкена Кобая "ПОНИМАНИЕ ДЗЁДО-СИНСЮ". На следующих страницах автор рассматривает то, как Синран определил место для учения Дзёдо-синсю среди множества других буддийских и небуддийских школ того времени.

Приятного и познавательного чтения!

---------------------

Когда Синрану Сёнину было 29 лет, он оставил путь «личных, эгоцентрических усилий» и вступил на путь «опоры на Силу Будды [Амиды]». Он был твёрдо убеждён, что 18-й Обет (Изначальный Обет) «абсолютной "опоры на Силу Будды [Амиды]"» был единственным способом, способным избавить его от Сансары. Это привело его к пониманию того, что это учение является высшим. Он составил собственную классификацию буддийских школ с целью показать, как все они связаны друг с другом, и где среди них место для учения Дзёдо-синсю. «Классификация различных буддийских школ» (яп. кёсо хандзяку) Достопочтенного Мастера Синрана состоит из двух частей:

  • «Разделение двух частей на четыре»;
  • «Классификация учений на "истинные", "предварительные" и "ложные"».
Изображение взято с сайта www.pinterest.ru.
Изображение взято с сайта www.pinterest.ru.

«Разделение двух частей на четыре»

Принцип «разделения двух частей на четыре» (яп. нисё сидзя-хан) объясняется в таких трудах Достопочтенного Мастера, как Кёгёсинсёи Гутоку-сё («Записки плешивого глупца»). Термин «нисё» в выражении нисё сидзя-хан означает разделение Буддадхармы на «трансцендентную» (мгновенную или быструю) и «постепенную» (медленную). Термин «сидзя» буквально переводится как «четыре части». Он указывает на то, что каждую из двух вышеназванных частей Буддадхармы можно разделить ещё на две, в зависимости от её опоры на «личные, эгоцентрические усилия» практикующего (Путь Мудрецов) или на «Силу Будды[Амиды]» («лёгкая практика).

Таким образом, всю Буддадхарму можно классифицировать по четырём признакам:

  • «Личное, эгоцентричное усилие» (яп. дзирики);
  • «Опора на Силу Будды [Амиды]» (яп. тарики);
  • «Быстрое достижение Просветления» (яп. тонгё);
  • «Постепенное достижение Просветления» (яп. зэнгё).

Итак, «трансцендентная» Дхарма, опирающаяся только на Силу Будды Амиды — это учение о «быстром достижении Просветления», заключённое в 18-м (Изначальном) Обете Будды Амиды. Это учение школы Дзёдо-синсю.

«Трансцендентная» Дхарма, опирающаяся на «личные, эгоцентрические усилия» практикующего — это учение о «быстром достижении Просветления», являющееся основой буддийских школ Кэгон, Тэндай, Сингон и Дзэн.

Далее, «постепенное достижении Просветления», опирающееся на Силу Будды Амиды, есть учение 19-го и 20-го Обетов Амиды. Оно подходит для тех людей, которые ещё не достигли состояния абсолютного полагания на Силу Будды Амиды (18-й Обет).

И, наконец, «постепенное достижение Просветления» с опорой на «личные, эгоцентрические усилия» практикующего — это учение таких буддийский школ, как Хоссо и Санрон.

В Гутоку-сё Достопочтенный Учитель указывает на то, что помимо «трансцендентной» Дхармы, опирающейся только на Силу Будды Амиды, все другие учения являются лишь «предварительными», т. е. «искусными средствами», которые должны подвести практикующего к принятию 18-го (Изначального) Обета Амиды.

«Классификация учений на "истинные", "предварительные" и "ложные"»

Говоря о классификации учений на "истинные", "предварительные" и "ложные" (яп. синке-ги-хан) в Письме 1 Маттосё («Светильник для последних времён») Достопочтенный Учитель писал:

В учении Дзёдо[-синсю] можно выделить «истинное» и «временное». «Истинное» — это Изначальный Обет. «Временное» — это всевозможные заслуги и добродетели, приобретаемые с помощью медитативных и немедитативных практик. Изначальный Обет — это Истинное Учение Чистой Земли, а медитативные и немедитативные практики — временные учения.

В Кёгёсинсё в главе О Вере Достопочтенный Мастер так написал об «истинном»:

... «истинное» противопоставляется «ложному» и «временному».

«Временное» он определил так:

Термин «временное» применим к тем подвижникам Пути Мудрецов и последователям Пути Чистой Земли, которые стремятся к накоплению заслуг и добродетелей с помощью медитативных и немедитативных практик.

О «ложном» он писал так:

Термин «ложный» относится к шестидесяти двум еретическим школам и девяноста пяти версиям ложного учения.

Из всего вышесказанного видно, что истинным учением является учение об «абсолютной "опоре на Силу Будды [Амиды]"», основанное на 18-м Обете (Изначальном Обете). Учение Пути Мудрецов, а также Путь Чистой Земли, основанный на 19-м («Основные Врата») и 20-м («Истинные Врата») Обетах, являются «предварительными» учениями. Все другие учения, отличные от Дхармы Будды, являются «ложными». Так Достопочтенный Синран определил место Дзёдо-синсю среди других учений.