«Христос во время шторма на море Галилейском» является единственным нарисованным морским пейзажем Рембрандта. Он датирован 1633 годом, и был написан вскоре после того, как Рембрандт переехал в Амстердам из его родного Лейдена, когда он утвердился в качестве ведущего живописца. Детализация, разнообразные характеры фигур, относительно полированная кисть и яркие краски характерны для раннего стиля Рембрандта. Критики восемнадцатого века, такие как Арнольд Хубракен, часто предпочитали этот ранний период более позднему.
На картине изображено одно из чудес Иисуса Христа — укрощение бури, поднявшейся на Галилейском море, когда Иисус вместе с учениками переправлялись через него на лодке.
Холст чуть более 5 футов в высоту и более 4 футов в ширину — эффект потрясающий. Мы находимся в разгар сильного шторма. Темные тучи светятся над головой, высокие волны бьются о лодку, ветер уже разорвал грот на две части. Мы почти не можем отличить волны от скал, на которое налетело основание небольшого судна.
Библейская сцена противопоставляет природу человеческой слабости — как физической, так и духовной. Охваченные паникой люди борются с внезапным штормом за то, чтобы восстановить контроль над своей рыбацкой лодкой, когда огромная волна обрушивается на ее нос, разрывая парус и притягивая корабль опасно близко к камням на левом переднем плане.
Один из героев уступает морскому насилию, не выдержав качки. В этом хаосе только Христос справа остается спокойным. Пробудившись от отчаянных просьб учеников о помощи, он упрекает их: «Почему вы боитесь, маловерные?». А затем поднимается, чтобы успокоить ярость ветра и волн. Природные потрясения являются одновременно причиной и метафорой террора, охватившего учеников, усиливающего эмоциональную турбулентность и, таким образом, драматическое воздействие на изображения.
Картина демонстрирует способность молодого Рембрандта не только представлять священную историю, но и захватывать наше внимание и погружать нас в разворачивающуюся живописную драму. Для большей непосредственности он изобразил событие, как будто это была современная сцена рыбацкой лодки, которой угрожает шторм. Зрелище тьмы и света, образованное бурлящими морями и чернеющим небом, сразу привлекает наше внимание. Затем мы погружаемся в испуганные лица учеников, каждый из которых дотошно охарактеризован. Это поддерживает длительный, чуткий взгляд зрителя.
Только одна фигура смотрит прямо на нас, он спокоен и держится за веревку, цепляясь за шапку. Его лицо кажется знакомым по автопортретам Рембрандта, и, когда он пристально смотрит на нас, мы признаем, что стали участниками яркой драматизации художника, которую Христос собирается предотвратить.
Мачта корабля указывает на два угла картины. Она разделяет картину на два треугольника. Глядя на левый треугольник, можно увидеть, что Рембрандт вкладывает в это пространство определенные элементы события, которое должно произойти — грохочущие волны, высоко в воздухе лодку и несколько персонажей в различных состояниях бедствия. Тем не менее, он также помещает драматический желтый свет, который, открывается на расстоянии, омывая край облаков и корабельный грот. Правая сторона диагонали более темная и не залитая светом, яркий пример стиля Рембрандта Киароскуро.
В отличие от других работ, где каждая деталь была создана крошечными, почти невидимыми мазками, здесь они представляют собой дикие, широкие, как будто влажные от ветра брызги по всему холсту. На самом деле мы можем увидеть — почти прикоснуться — к воде. Лодка поднята почти под углом 45 градусов, поэтому когда мы смотрим на картину, то сами выбиваемся из равновесия.
Рембрант в этой работе продемонстрировал, что может объединить историческую живопись с морским пейзажем, используя историю из Нового Завета.
Этот эпизод из Нового Завета знаком людям эпохи Рембрандта, а также, по всей вероятности, оценен ими. Тем не менее, драматическое напряжение, заложенное в картине, дало истории совершенно новую и поразительную интерпретацию. Этот пример экспериментирования и принятия риска тогдашним двадцатисемилетним Рембрандтом выделял его среди других художников и стал отличительной чертой его художественного продвижения.
К сожалению, это картина была украдена из музея Изабеллы Стюарт известным лидером криминальной группировки из Бостона Джейсом Балджером в 1990 году. В костюмах полицейских его банда вынесла из музея 13 произведений, в числе которых оказался пейзаж Рембрандта. Его местонахождения до сих пор остается неизвестным.