Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

Свиная шкурка за 600 рублей, или Как поживает 20-летний «Невский экспресс»

Оглавление

«Невский экспресс» курсирует между Петербургом и Москвой шесть раз в неделю и составляет неплохую конкуренцию «Сапсану». Недавно я прокатился на нем и оценил, насколько хорошо он сохранился (для своих лет).

Поезд «Невский экспресс» на Московском вокзале в Петербурге
Поезд «Невский экспресс» на Московском вокзале в Петербурге

Прямой конкурент «Сапсану»

«Невский экспресс» курсирует с 2001 года. До запуска «Сапсана» он считался одним из самых элитных поездов на направлении Петербург – Москва. Поезд состоит из отечественных сидячих вагонов производства Тверского вагоностроительного завода. Раньше он ходил под чехословацким электровозом ЧС-200, но после появления российского ЭП20, который тоже может разгоняться до 200 км/ч, стал ходить под ним.

Поезд «Невский экспресс» с электровозом ЧС-200.  Фото: пресс-служба РЖД
Поезд «Невский экспресс» с электровозом ЧС-200. Фото: пресс-служба РЖД
Поезд «Невский экспресс» с электровозом ЭП-20. Фото: пресс-служба РЖД
Поезд «Невский экспресс» с электровозом ЭП-20. Фото: пресс-служба РЖД

К сожалению, недавно на Октябрьской железной дороге у электровоза ЭП20, который вез скоростной поезд «Стриж» сообщением Самара – Петербург, произошла поломка. Вскоре после этого «Невский экспресс» вновь перевели на обслуживание ЧС-200. Им уже под 40 лет, но они еще ого-го.

В своем обычном расписании «Невский экспресс» проходит расстояние между городами за 4 часа 5 минут. Это немногим больше, чем «Сапсаны». В день, когда я ехал, поездка заняла около 4,5 часов из-за ремонта путей.

Из всего многообразия поездов, курсирующих между Петербургом и Москвой, я выбрал «Невский экспресс», потому что это уже ставший легендарным поезд. Мне было интересно, как себя чувствуют вагоны на скорости 180-200 км/ч, когда им уже под 20 лет. Ну и вообще, как в поезде поддерживают уровень обслуживания.

Шкурка свиная

Билет в день моей поездки стоил меньше 1500 рублей. Это было значительно дешевле, чем на «Сапсан».

Вагоны «Невского экспресса» бывают двух видов. С салоном открытого типа – это как в «Сапсане», и закрытыми купе, в каждом из которых может ехать по шесть человек. Несмотря на невысокие цены, в моем купе помимо меня был лишь один пассажир.

Купе поезда «Невский экспресс»
Купе поезда «Невский экспресс»

Посадка в «Невский экспресс» организована по типичной для поездов дальнего следования схеме: пассажир всегда заходит непосредственно в свой вагон. В отличие от «Сапсана», где один проводник приходится на два вагона.

В купе пассажиров уже ждет продуктовый и дорожный набор. В дорожный набор входят тапочки, маска для глаз, ложечка для обуви.

Купе поезда «Невский экспресс»
Купе поезда «Невский экспресс»

Продуктовый набор – абсолютно убогий, как в большинстве поездов ФПК. В его состав входит булочка, шоколадка на растительных жирах, 250 мл воды и паштет. Вернее, это не паштет, а «консервы мясорастительные паштетные». Первые ингредиенты в составе: вода питьевая и шкурка свиная. Срок годности: 3 года. Даже коту не стал отдавать.

Кстати, когда я ехал на «Невском экспрессе» в 2019 году, тогда вместо этого постыдного паштета давали сэндвич. Тоже не вершина кулинарного искусства, но его, по крайней мере, можно было есть. Я, честно говоря, не понимаю эту патологическую страсть ФПК накормить людей какими-то копеечными абсолютно несъедобными продуктами.

Вся эта мишура, между прочим, оценивается самим перевозчиком в 582 рубля. И неважно, что в день моей поездки билет стоил дешево. Когда билеты продаются по 5-6 тысяч, корм тут выдают точно такой же и берут за него те же 582 рубля. Причем, само собой, что от этих «услуг» отказаться нельзя. Они включены по умолчанию в стоимость всех билетов. Это ж типа «бизнес-класс». Поэтому ешьте, пассажиры, мясорастительный продукт из свиной шкурки.

Консервы мясорастительные паштетные
Консервы мясорастительные паштетные

Вот хвалишь иногда РЖД и ФПК за новые вагоны, маршруты и т.д., а потом тебе приносят ЭТО, берут с тебя 582 рубля, и ты понимаешь, как сильно они имели тебя в виду.

UPD. После публикации текста мне написали несколько человек в комментах, мол, чего ты придрался к составу, там же дальше есть нормальные ингредиенты. Есть. Но по российскому законодательству, чем больше того или иного ингредиента в продукте, тем ближе к началу списка в «Составе» он находится. Так что в этом паштете больше всего воды и шкурки.

Он наш!

Когда поезд отправился и по радиосвязи открутили всякие рекламные объявления, к пассажирам обратился начальник поезда. Он представился, назвал фамилию машиниста и пообещал комфортный климат в поездке. Вентиляция действительно работала исправно, дышалось хорошо, что особенно важно в период коронавируса. Поскольку на моих трех сиденьях не было соседей, я с легкостью разместился и полежал. Проводница, увидев это, предложила плед. Но мне он был не нужен.

В районе моста через Волхов
В районе моста через Волхов

Потом пришел начальник поезда с вопросом, все ли в порядке. Мы и мой попутчик кивнули, после чего он пошел фотографировать градусник. У ФПК какая-то маниакальная привычка следить за градусниками, а не за приточной вентиляцией. Здесь, как я уже сказал, с температурой все было идеально. Однако часто бывает, что градусы в пределах нормы, но свежий воздух не поступает и дышать нечем. Но это никто не контролирует. Проводников застращали градусами. Теперь вон градусники фотографируют.

В вагоне и в туалете всю дорогу было чисто. Проводница несколько раз предлагала чай, который здесь, в отличие от «Сапсана», стоит всего 45 рублей. В «Сапсане» чай продается по 100 рублей. И хотя тут нет титанов, кипяток есть у проводника в неограниченном доступе.

Воздуховод к окну
Воздуховод к окну

Никакого дискомфорта в поездке не было. Да, были вибрация и дребезжание, но не критично. Поезд шел не настолько мягко, как «Сапсан». Но ему 20! И он наш.

Вообще, всякий раз, когда я езжу на «Невском экспрессе», во мне просыпаются глубоко патриотические настроения. Ведь эти вагоны сделал наш завод в 1999 году! И несмотря на два теракта, «НЭ» остается в строю. А Тверской завод мог бы наделать таких вагонов еще и еще. И вместе с нашим электровозом ЭП-20 это могла бы быть отличная замена покупному немецкому «Сапсану».

Купе поезда «Невский экспресс»
Купе поезда «Невский экспресс»

Наверняка, за 20 лет технологии шагнули вперед, и в 2020 году это были бы совсем другие, куда более комфортные вагоны с улучшенной ходовой. Но экс-глава РЖД Владимир Якунин в 2000-е решил иначе.

В Москву поезд прибыл в строгом соответствии с графиком. Когда-то «Невский экспресс» встречала песня Олега Газманова «Москва! Звонят колокола!». Теперь он подъезжает к перрону в тишине. Ну и что.

Электровоз ЧС-200 с поездом «Невский экспресс» на Ленинградском вокзале в Москве
Электровоз ЧС-200 с поездом «Невский экспресс» на Ленинградском вокзале в Москве

Паштет забрал домой как сувенир. Он может храниться до июня 2023 года. Времена нынче непредсказуемые. Вдруг пригодится. Все же там есть свиная шкурка.