Умение ориентироваться во времени может показаться неважным. В самом деле - разве требует много ума определение времени по часам? Само знание сколько показывают часы действительно ничего особого не говорит, а вот умение чувствовать время, понимать его, требует развитого абстрактного мышления. Кроме того, именно опираясь на часы, мы можем планировать свои занятия в течение дня. Планирование является сложным процессом, который доступен только при достаточной развитости мозга.
Для детей время трудная для понимания вещь. Самое раннее, когда они начинают осваивать его, это возраст 5 лет. Но подавляющее большинство ребят всё равно овладевает этими понятиями только к 6-7 годам. Всё потому, что мало одного хотения. Для ориентировки на часах от ребёнка требуется достаточная зрелость мозга и некоторый набор знаний:
- Владение счётом до 60 и больше;
- Знание двусложных чисел;
- Ориентация в понятиях времени суток (вечер, утро и т.д.).
Детям с нарушениями развития бывает мало и этих знаний.
Во-первых, они не так хорошо впитывают новую информацию. Поэтому обычные показы часов и попытки объяснений могут легко разрушиться о равнодушие и скучающий, пустой взгляд.
Во-вторых, у таких детей мышление достаточно конкретно. Абстрактные понятия для них сложны, так как это вид мышления тесно связан с речевыми навыками, в частности с внутренней речью - умением рассуждать про себя. Поэтому они часто нуждаются не только в зазубривании определений типа "стрелка указывает сюда, значит на часах три часа пять минут", но и в зрительном подкреплении с активной практикой.
Что же может помочь?
Очень эффективно воздействие с двух сторон: девайсы, помогающие прочувствовать время, плюс практическое обучение и игры.
Устройства для "чувства времени"
Перед тем, как учить время по часам, дети учат понятие времени суток (утро, день и прочее). С ними можно знакомить начиная с 2-3 лет.
Хочу отметить, что в любом случае недостаточно просто говорить, что это утро, а то ночь - как и все временные понятия, время суток довольно абстрактно. Поэтому проще всего действовать через систематическую привязку режимных моментов к распорядку дня.
Например, стоит проговаривать, что утро можно определить по тому, что в это время мы просыпаемся в кровати, чистим зубы, завтракаем. Днём играем, занимаемся, гуляем, обедаем. Вечер близится после дневного сна - за окном при этом становится темнее, мы ужинаем потом начинается отход ко сну - переодевание в пижаму, чистка зубов, укладывание в кровать и сказка. А ночью, когда темно и во всём доме гаснет свет, мы спим и видим сны.
Понятное дело, что в каждой семье набор занятий опционален, но подумав, вы непременно найдёте такие вещи, которые делаются у вас дома именно в конкретное время суток. Задача - закрепить режимные действия за временем. Так понятия "день", ночь и прочие станут не такими абстрактными и будут более понятны ребёнку.
Не забывайте про банальные бытовые моменты: фразы "Доброе утро", "Спокойной ночи" не требуют никаких усилий, а ведь они тоже на вашей стороне в процессе обучения. Также, хорошо работают игры с вопросами. Например, можно сфотографировать ребёнка за разными занятиями в течение дня и потом спрашивать когда это бывает. Игры с договариванием: "Завтракаем мы утром, а обедаем...?" тоже помогают проработать и более прочно усвоить понятия.
Детям с нарушениями речи и развития в отличие от нормы может быть трудно учиться таким образом. Тем не менее, это не значит, что для ребёнка совсем закрыты эти знания. Например, для детей с РАС ABA-тераписты изначально придумали очень хорошую штуку - визуальное расписание. Оно не только хороший способ договариваться, но и возможность ближе познакомить неговорящего ребёнка с наглядным планированием в течение дня, используя, например, такой шаблон:
И да, для нормы его тоже вполне можно использовать.
А вот прочувствовать продолжительность времени хорошо помогают специальные приспособления по типу кухонных таймеров. За рубежом их называют "Time Timer", а у нас они носят название "Визуальный таймер". Выглядят они примерно так:
Принцип очень прост: заводится этакий механический будильник, где оставшееся время обозначается красным цветом. От вас требуется сказать, что будет происходить в течение указанного времени. Например: "20 минут мы будем раскрашивать". В конце таймер зазвенит.
Кстати, визуальные таймеры даже не всегда надо покупать - можно скачать приложение и запускать с телефона.
Здесь решаются сразу несколько задач:
- Ребёнок начинает куда меньше отлынивать на занятиях - он видит таймер, понимает продолжительность и знает, что
мучениясложные, нелюбимые занятия тоже заканчиваются; - Снижается количество истерик, связанных с прерыванием деятельности. Я думаю, многим знакома картина, когда ребёнку говоришь: "Убери игрушки - уже пора спать/есть/куда-то идти", а он в ответ либо игнорирует слова, либо начинает скандал. Связано это с внезапным отрывом от деятельности, которую малыш не успел нормально завершить. Так вот, предварительное использование таймеров со словами: "Через 10 минут убирай игрушки" один из отличных способов минимизировать такие истерики. Лично нам так удалось свести психи практически в ноль;
- Визуализируется время, давая "костыль" детям с проблемным абстрактным мышлением. Пользуясь таким таймером из раза в раз, ребёнок со временем начнёт ощущать продолжительность разных красных отрезков - он начнёт понимать, что короткие отрезки быстро заканчиваются и от них возникает одно чувство времени, а длинные довольно долгие и ощущаются по-другому.
Примерно с такой же эффективностью работают песочные часы с той лишь разницей, что у них нет звукового сигнала.
Практическое обучение
И опять я к вам со своим Кумоном. Ну что поделать? Их пособие по времени хоть и несколько занудное, так как имеет много однообразных заданий, но зато хорошо въедается в память. Позанимавшись с ним, Лёва научился с точностью до минут бегло определять время на циферблате за месяц работы. У Кумона есть два пособия этой серии. Ниже изображения листаются - я разместила пару примеров заданий, чтобы вы понимали, что внутри.
Мы пользовались тем, что с барашком (минуты) и нам его одного оказалось достаточно, несмотря на то, что программа рекомендует сначала пособие "Час и полчаса" с кошкой.
Для закрепления знаний рекомендую игры непосредственно с часовым циферблатом. Можно как использовать ненужные часы у вас дома, так и купить игровое пособие. Например, наглядная и недорогая (в пределах 200-300 рублей) игрушка-часы есть в методике Никитина (последнее фото в коллаже выше). В интернете вы легко найдёте её, вбив в поиск "Часы Никитина".
Говорить "от фонаря" какой час надо выставить эффективно, но довольно скучно. Поэтому тут рекомендую проявить фантазию и ввести в занятие элемент ролевой игры. Например, ребёнку нужно выставить правильное время для игрушек, которые пришли на приём к врачу по талончикам или машинок и автобусов, выезжающих со станции.
А ещё дети очень любят игры, где они чувствуют себя умными и знающими. В этом плане отлично работает игра, где вы или какая-нибудь игрушка говорит совсем неправильное время, а малыш исправляет на правильное.
Спасибо, всем, кто дочитал до конца!
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Времена и месяца года - рассказываю, как мне удалось объяснить их смысл ребёнку (для родителей детей с аутизмом и алалией)
Базовые понятия об окружающем мире, которые должны знать дошкольники 2-5 лет
Развитие пространственного мышления у детей от 0 до 7 лет