Найти тему
🎬💥Кинодом

Животные в кино: секреты работы с хвостатыми актерами

Участие животные в фильме резко повышает его шанс на успех - это давно известно режиссерам и продюсерам. Животные милы и трогают наше сердце, нам трудно устоять перед их обаянием, а если они на экране еще и проявляют чудеса сообразительности, то все, мимиметры просто рвутся в клочья. "Комиссар Рекс", "К-9", "101 далматин", "Поросенок Бэйб", "Приключения Электроника", "Жизнь и приключения четырех друзей", "Мышиная охота" и огромное количество других фильмов, где животные исполняли ключевые роли, любимы зрителями.

Нам, естественно, интересно, как же хвостатые актеры понимают, чего от них хотят? Где вообще берут таких сообразительных зверюшек?

Существуют питомники, которые специализируются на подготовке животных для съемок. Владельцы этих питомников, они же дрессировщики, держат большое количество самых разных животных: собак, кошек, обезьян, разных птиц от воробьев до гусей, лошадей, свиней, хорьков, коз - ассортимент живности весьма разнообразен. Со всеми животными регулярно занимаются, обучают их базовым командам. Крупных животных типа львов, тигров, слонов, медведей обычно арендуют из цирков. Кончено, для работы в кино отбирают самых спокойных и самых сообразительных животных, которым нравится общаться с людьми и которые могут по много раз выполнять одни и те же действия, ведь эпизоды редко снимают с одного дубля.

-2

Сейчас практика такова, что на "роль" четырехногого персонажа готовят сразу несколько животных. Это делается для того, чтобы, во-первых, в случае непредвиденной основное животное можно было легко заменить, во-вторых, выполнение трюков распределяют между теми, у кого что лучше получается. Например, в киносаге о Гарри Поттере роль Букли исполняли 4 разных совы: Гизмо, Втон, Спраут и Элмо. Гизмо был обучен забирать письма и нести метлу в клюве, Втон красиво летал, Элмо обучали длительное время сидеть в клетке и трогать клювом замок, а Спраут взлетал с руки Дэниела Рэдклиффа и садился обратно. В фильме "К-9" роль офицера Джерри Ли тоже играли несколько разных собак, внимательных зритель сразу заметит это по меняющемуся от сцены к сцене окрасу: на одних кадрах у собаки голова более светлая, чем на других.

Иногда животных приходится "гримировать", чтобы добиться большей схожести между дублерами или когда нужно придать ему вообще другую внешность. Например, настоящих волков ввиду их опасности в фильмах практически не снимают. Роль волков исполняют собаки серого цвета, внешне на них похожие. Чаще всего на роль волка "приглашают" собак породы хаски, у которых даже существует волчий окрас:

Это не волк. Это хаски волчьего окраса
Это не волк. Это хаски волчьего окраса

Увы, кинематограф к животным немилосерден. Больше всех досталось лошадям. Сотни коней были загублены в батальных сценах. Например, во время съемок фильма "Бен Гур" погибло почти полторы сотни лошадей. По этой причине для таких сцен брали лошадей старых, которых хозяева и так собирались отправить на бойню. Причина того - многочисленные сцены падения всадников на полном скаку. Вы, наверное, обращали внимание, что в фильмах "убитые" лошади падают все время на передние ноги. Происходит это по той причине, что этот трюк выполнялся следующим образом: к передней ноге лошади привязывали верёвку, которую держал в руке всадник. В нужный момент всадник дергал за веревку и лошадь летела кувырком - так называемая подсечка. Выглядит это вот так:

-5

Огромное количество лошадей получили травмы, падая на голову, а многие сломали себе шеи в буквальном смысле. Первыми тревогу забила американская организация по защите прав животных "American Human". После нашумевшего случая, когда в 1939 году киношники на съемках фильма "Джесси Джеймс" заставили спрыгнуть с обрыва лошадь. При падении конь получил жуткие травмы и умер в мучениях. С тех пор представители этой организации в обязательном порядке присутствуют на съемках и следят, чтобы животным не причиняли страданий. Но увы, только с конца 80-х годов для таких сцен придумали использовать макеты лошадей, самый известный пример - фильм Мела Гибсона "Храброе сердце":

Макеты лошадей на съемках фильма "Храброе сердце"
Макеты лошадей на съемках фильма "Храброе сердце"

А во многих странах, например, в России, подсечку используют до сих пор.

В основе любой "игры" животного, участвующего в фильме, лежит дрессировка. Каждое его действие расписывается во всех подробностях, а затем поэтапно отрабатывается. Животные не способны запомнить большое количество действий, которые они должны выполнить последовательно за один раз. Поэтому сложные сцены снимают в несколько приемов. Например, собаке надо спрыгнуть с дивана, пройти в соседнюю комнату, взять там корзинку, подойти к входной двери, открыть ее и выйти на улицу. Вся последовательность действий будет снята из нескольких сцен: 1. спрыгнула с дивана и пошла в комнату 2. вошла в комнату и взяла корзинку 3. подошла к входной двери, открыла ее и вышла на улицу. При умелом монтаже зритель даже не поймет, что на съемки этой сцены потратили пару недель.

С развитием цифровых технологий появилась возможность заменять животных их цифровыми изображениями или людьми (листайте, там интересно):

Хочется надеяться, что настанет время, когда животных вообще не будут использовать в кино.