Когда в середине восьмидесятых наступила эра гласности, открыто заговорили о сталинских репрессиях. Кажется, в те времена это стало даже модным: писать статьи и книги, снимать кино, ставить спектакли, возвращая зрителей в тридцатые-пятидесятые. Одним из самых заметных фильмов на эту тему стала драма Александра Панкратова «Прощай, шпана замоскворецкая…», вышедший в 1987 году.
Сценарий к фильму написал Эдуард Володарский, уже знаменитый и популярный драматург, востребованный в среде кинематографистов. По словам Володарского,
в этой истории он описал собственное детство. Семья будущего писателя жила после войны в том самом Замоскворечье,
а школьные годы он провёл в обычном московском дворе. В сценарии было много автобиографического, а у ряда персонажей были вполне реальные прототипы. Например, один из главных героев, вор Гаврош, ещё даже был жив, когда Володарский писал сценарий. Ему же самому очень хотелось отправить зрителей на три десятилетия назад и показать им время, быт, отношения. Показать, что
в те годы в стране были не только послевоенный духовный подъём, молодёжный энтузиазм, благородство и дружба, как всё это прежде показывали в кино, но и подлость, предательство, мошенничество и бандитизм.
Режиссёр Александр Панкратов, затевая съёмки, знал, что из Москвы уезжать не будет, ведь и ему хотелось передать московскую атмосферу, которую так ярко описал Володарский. А ещё он намеренно не стал снимать в первостепенных ролях известных артистов, а выбрал обычных московских старшеклассников и студентов, которых помощники искали по всему городу.
Роберта, главного героя, сыграл Сергей Макаров, студент автодорожного техникума, а его товарища Володьку Богдана - Михаил Пузырёв, которого отыскали в автомеханическом техникуме.
Роль возлюбленной Роберта режиссёр отдал театральной актрисе Ларисе Бородиной. Ларисе было уже 26 (впрочем, и по сюжету она была старше кавалера), но в кино она прежде не снималась, и картина «Прощай, шпана замоскворецкая…» стала её дебютом на экране. А в образ беспощадного Гавроша вжился 23-летний Николай Добрынин, актёр театра «Сатирикон», который тоже публике почти не был знаком.
Зато во второстепенных ролях блистали настоящие звёзды советского кино: Тамара Сёмина, Нина Усатова, Георгий Бурков, Михаил Голубович. А в небольшом эпизоде появилась и женщина уникальной судьбы Мария Капнист, урождённая дворянка, которой немало пришлось перенести в жизни, включая те самые репрессии.
Ещё одной задумкой режиссёра стал отказ от цветной плёнки. Александр Панкратов был уверен, что
именно в чёрно-белом варианте история будет выглядеть более достоверно, ведь середину века многие вспоминали, перебирая семейные чёрно-белые фотокарточки.
Цветная лента выглядела бы более художественной, картинной, а монохромная стала более исторической, душевно близкой.
Ради большей достоверности режиссёр пригласил на площадку каскадёров, которые обучали парней, ту самую киношную шпану, дракам и трюкам. Приходившие на съёмки участники массовки без сожалений снимали модные тогда джинсовки и кроссовки, чтобы облачиться в безликие мешковатые пиджаки и брюки пятидесятых и дубль за дублем носиться по пустырям, перелезать через заборы, драться под присмотром каскадёров и даже поигрывать на публику ножами.
Старания съёмочной группы не прошли даром: лента получилась с одной стороны стилистически выдержанной. с другой - трогательно-реальной. Наверняка зрители, которые родились в конце тридцатых-начале сороковых, узнавали себя в героях ленты и вспоминали тогдашнюю жизнь, а молодёжь увидела, что юношеский максимализм, горячность, борьба за любовь и собственные убеждения появились отнюдь не вчера.
А у вас «Прощай, шпана замоскворецкая…» вызвала ностальгию?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296