ДЕТЯМ О ЯНЕ ВЕРМЕЕРЕ ДЕЛЬФТСКОМ.
Соглашусь с тем, если вы подумаете, что очень странное название я выбрал для разговора о творчестве Яна Вермера Делфтского. Но именно так, мне захотелось назвать свои размышления об этом удивительном мастере. Потому что окно или окна (как хотите), играют в его творчестве очень важную роль. Точнее, не само по -себе – окно, а тот свет, который через него проникает.
Вы когда-нибудь обращали внимание на свет, идущий в комнату через окно? А если ещё к тому же, в комнате не горят осветительные приборы и её освещает только оконный свет? Посмотрите! Посмотрите и вы увидите, как свет из окна - как волшебник проникает в комнату и начинает освещать стены, мебель, посуду, ткани и всё что встречается на его пути. И предметы приобретают особые очертания, становятся узнаваемыми или наоборот – загадочными, таинственными, непонятными.
Многое зависит от того, куда и как - проникает свет. Через какое окно, и в какое время, прямые ли его лучи или он рассеивающийся. Важную роль играет форма окна, открыто оно или закрыто. А если уж художник берётся писать картину об этом - то для него, всё важно. Ведь свет, это явление природы, а художник – человек, его изучающий. Ему важно понять, как это явление природы, проникая в комнату, создаёт в ней особую атмосферу, как меняется всё и как выглядит. И при этом, ему хочется, чтобы свет в картине, не только играл роль освещения, но и придавал ей свою, особую, художественную красоту. Чтобы зритель не только видел, но и помнил - что это художник, так подобрал и разместил на плоскости краски, что это он - главный, в создании художественного образа, что всё, что он - зритель, видит на картине - принадлежит художнику, его мастерству и таланту. Свет - как природное явление, имеет право быть интересен художнику и многие художники, великолепно писали его. Одним из самых великих мастеров освещения, был голландский художник 17-го столетия Ян Вермеер Дельфтский.
Он превратил это явление природы в удивительный образ, освещающий комнаты, интерьеры, помещения. Достаточно посмотреть на его картины, чтобы убедиться в этом. Они все пронизаны каким-то особенным, очень красивым освещением. Давайте посмотрим на одну из них – известную многим любителям искусства картину, в которой женщина, стоя у окна, читает письмо.
Вне всякого сомнения, она подошла к окну для того, чтобы получше рассмотреть, написанное. Свет через окно проникает в комнату и рассеивается. Он появляется на стенах, шторах, скатерти и фруктах на столе, он мягко обволакивает лицо женщины и её руки, держащие письмо. Он везде, где ему быть положено и это точно знает художник. Зрителя не покидает ощущение тишины и покоя в комнате. Женщина видимо одна и занята нужным и важным для себя делом. Быть может, в этом письме - какие-то важные для неё новости, быть может - она очень его ждала. А может, и нет - просто пришло письмо и надо его прочитать, вот и подошла к окну, чтобы лучше видеть написанные слова.
Вроде бы всё просто и понятно, и никаких открытий для зрителя художник не делает. Но тогда, почему так хочется смотреть на картину, почему взгляд на ней задерживается, и почему так много поколений зрителей любят картины Вермеера Дельфтского? Каким художественным открытием он удивляет и восхищает нас? Многие зрители задают себе этот вопрос, прекрасно понимая, что ответ на него перед ними - на картине. Именно свет, идущий из окна в комнату и рассеивающийся по ней, по предметам и людям в ней находящимся, и есть великолепное
художественное открытие Вермера. Именно то, как он написан, как написаны все световые рефлексы, блики, придающие всему особую эмоциональную атмосферу, особое состояние - волнует зрителя.
Художник делает оконное освещение главным. Именно на него, он обращает внимание и с его помощью раскрывает сюжет картины. Свет, идущий от окна, как бы становиться рассказчиком о том, что происходит на картине. Он позволяет рассматривать, думать, понимать. А ещё, он позволяет любоваться красотой и характером предметов, их формами, их отношениями друг с другом. Он как бы являет зрителю маленький кусочек жизни человека, протекающий в данный момент, в данной комнате. И во многих его картинах, это была женщина: читающая, играющая на музыкальном инструменте, вышивающая. Именно женский образ, придаёт каждой картине художника особое очарование, порождает какую-то удивительную красоту и гармонию мира. Мира царящего в этом небольшом внутреннем пространстве - освещённым, льющимся из окна, светом.
Вермеер действительно любил окна и свет идущий через них. В этом природном явлении, он находил особую красоту и очарование.
Ведь у каждого художника, есть свои привязанности, свои любимые мотивы, темы. Просто, что-то, по каким-то известным только художнику причинам, ему нравится больше, чем многое другое и он уделяет этому в своих картинах много внимания. Вермеру нравилось размышлять над таким явлением - как свет и он посвящал этому много времени.
Он думал над возможностями света в картине, над его художественными свойствами, над тем, что может дать освещение из окна - смыслу и содержанию его картины.
А дальше, готовились краски, и начинался процесс создания образа. И вот тут, Вермеер превращался в волшебника, кудесника, который может на плоскости сотворить чудо и пригласить зрителя с этим чудом пообщаться.
- Как это? – можете вы спросить.
- А вот как: заворожить зрителя, привлечь его внимание к изображённому, заставить его о чём-то задуматься и что-то почувствовать, вызвать у него интерес и желание рассматривать картину и думать о ней.
Наконец, запомнить её и снова, и снова - захотеть на неё посмотреть. И каждый раз, смотря заново, не переставать удивляться тому, как это сделано - то есть, как это написано, как красками, рассказано о явлении.
Да, Вермеер великолепно писал свет в интерьере - то есть в закрытом пространстве. Он создавал из этого свою, удивительную симфонию, свою прекрасную музыку. Музыку живописи, музыку красок, музыку цвета. Его цвет, а точнее, его умение пользоваться цветом и создавать с его помощью образ комнатного освещения - принесли заслуженную славу его произведениям.
Вермеер Дельфтский прожил не очень много, но оставил после себя замечательные картины. Их знают и любят многие зрители. Они приходят в самые известные музеи мира, чтобы посмотреть на его творения и может быть подумать о том, как прекрасен человек в проявлении своего таланта, как велика сила искусства, им созданного.