ДЕТЯМ ОБ ИСКУССТВЕ.
Живопись, это вид изобразительного искусства, в котором художественный образ выявляется с помощью художественной краски: её сложных тональных отношений или чистого цвета. И часто, картину, называют произведением живописи. Почему? Давайте в этом разбираться.
Итак, картина-живопись, живопись-картина. Почему на этом примере, мы будем с вами говорить о самом явлении?
Прежде всего, потому, что именно эта живописная форма, нам с вами наиболее близка и понятна, так как вы сами, уже неоднократно, занимались живописью - когда в детском саду или дома, работали акварельными или гуашевыми красками на листе бумаги. В школе, вы занимаетесь этим на уроке изобразительного искусства. Вероятнее всего, до масляных красок, в вашем возрасте, дело пока не доходило, ( хотя, как знать, всё может быть) но, так или иначе, живописцами вы уже побывали.
А теперь, ответьте пожалуйста, на такой вопрос: – А что получается после того, как вы старательно, как могли и умели, поработали жидкими красками на листе бумаги? Правильно, получилось изображение. Именно оно – ИЗОБРАЖЕНИЕ, – и получается в результате действий художника, работающего на ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ.
Вы обратили внимание, я упомянул для нашего разговора два очень важных слова – ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ. А это что ещё такое? А это, тот самый лист бумаги, на котором вы создаёте изображение. Или другие, самые разнообразные виды плоскости: стена, деревянная плоскость, картон, натянутый на подрамник холст – то есть, всё то, на чём работает взрослый художник.
Почему я начал разговор о живописи с изобразительной плоскости? А потому, что с неё то, всё и начинается. Изображение, потому и становится изображением, что художник поместил его на плоскость. Отсюда и название целого вида искусства – ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ. Так что изобразительная плоскость играет очень важную роль при создании живописного произведения. Но мы то с вами, договорились - говорить о картине, значит, давайте вспомним все элементы, из которых она состоит.
Итак, любая картина имеет изобразительную плоскость, то есть твёрдое пространство, на котором живёт изображение. Какой же материал, может служить художнику изобразительной плоскостью? Вы знаете - разный. Когда-то, картины писали на медных и деревянных дощечках, могли использовать бумагу и может быть иные материалы, но вдруг, художники обнаружили, что твёрдая крепкая материя – холст, натянутый на деревянную раму – подрамник, оказывается замечательной и очень удобной изобразительной поверхностью. Надо только покрыть её каким-нибудь раствором, например мелом, смешанным с клеем, то есть – положить грунт и после того, как он, высохнет и затвердеет, по нему можно писать красками. И особенно хорошо, для этого подходили краски масляные - сделанные на основе смешивания красителя с маслом.
Так и пришли в изобразительное искусство: холст и масляные краски, и стали любимыми материалами многих живописцев. И ещё один, немаловажный элемент картины, мы обязательно должны вспомнить. Догадались какой? Конечно же, это рама. Она, важный элемент любой картины. Вы можете спросить: – А для чего она нужна и что даёт картине? Очень многое. Рама, это, своеобразная граница картины, это то, место, где она заканчивается. Рама, как бы отделяет мир картины от всего остального мира. Но с другой стороны, она является своеобразным окном, которое пропускает взгляд зрителя в МИР картины, в его бытие, его особенности и характер. А, представьте, что на стене художественного музея, картины висят без рам. Удобно ли зрителям было на них смотреть? Конечно, нет. Без рамы картине нельзя. Она обязательный и неотъемлемый атрибут картины. И всё-таки, конечно, самая главная, основная часть картины - это изображение. Ведь пока оно не появилось, картины просто не будет. Только изображение, созданное художником на изобразительной плоскости, позволяет говорить о себе, как о картине, то есть - как о явлении изобразительного искусства. Вот поэтому, говоря о картине, как о произведении живописи, мы в нашем разговоре, главное место отведём изображению.
Итак, давайте представим, что мы смотрим на картину, то есть на изображение. Пусть, например это будет изображение, созданное масляными красками. Наш первый взгляд направлен на то, чтобы увидеть, что изображено. На это уходит, не так уж много времени, но при одном условии – если изображение зрителю хорошо понятно. Если нет, если изображение с первого взгляда не понятно и требует разглядывания, спокойного и неспешного всматривания, то, на это уходит какое-то время. Мы, внимательно всматриваемся в изображение, получая от него своеобразные импульсы, идущие к нашим глазам и далее в мозг, который помогает увидеть то, что изображено.
И, вот тут, мы затрагиваем очень важную часть нашей темы. Как же воспринимаем мы - зрители, изображение, каким оно видится нашим глазам и далее нашему мозгу, нашему сознанию, и как, в конечном итоге, мы реагируем на него?
Почему так получается, что: одни картины понятны, другие нет, одни нравятся, другие наоборот? Эти вопросы постоянно волнуют и искусствоведов и тех, кто не безразличен к изобразительному искусству, любит его. Попробуем на нашем примере поразмышлять об этом.
Итак, наше изображение выполнено масляными красками. А значит, оно представляет из себя - определённый красочный слой, нанесённый на изобразительную поверхность. И слой этот, имеет свои особенности: он может быть очень тонким, или наоборот очень толстым – пастозным, он может быть самым разным. Да к тому же, и сами мазки масляной краски, имеют самую разную форму, разные цветовые сочетания, и при этом взаимодействуют в пределах пространства одной картины. И получается, что изображение, всецело зависит от того, где и как художник расположит мазки, какими он их создаст, как объединит в картине и в конечном итоге - как всё это повлияет на создаваемый им, художественный образ, его качество.
Не в этом ли кроется тайна великих мастеров, которые умели, так наносить свои мазки на плоскость, такими их создавать и так точно находить им - их место, что в результате получалось прекрасное живописное изображение - картина, вызывающая у зрителей чувства восторга, восхищения. Их живописные произведения, представляют из себя, единый организм, единое целое, гармонично объединяющее в себе все элементы картины. Гармонично – значит ничего лишнего, всего ровно столько, сколько надо.
В истории живописи, есть множество имён удивительных живописцев.
Леонардо да Винчи, Тициан, Рембрандт, Веласкес, Эль Греко и многие другие, в том числе и наши, великие живописцы - оставили нам выдающиеся произведения. Их работы являются ярким примером того, что может сделать художник, тонко чувствующий все возможности цвета, знающий его особенности и характер. Их живописным наследием гордятся многие крупнейшие музеи мира. Их картины – это великое живописное наследие мира.