Трудно не согласиться с утверждением — рыжеволосая славянка Хюррем продемонстрировала всему миру, какую силу и власть можно получить будучи любимой женой падишаха.
До появления ее появления женщины в гареме играли лишь две роли — служили для любовных утех падишаха или же рожали здоровых шехзаде для продления династии. То есть были своего рода инкубатором для вынашивания детей, а когда цель достигалась, по достижению нужного возраста отправлялись с сыновьями в санджаки. Если везло — с триумфом возвращались во дворец. Если нет — скромно доживали свои дни в Старом дворце, оплакивая смерть ребенка, на которого возлагалось столько надежд.
Быть одновременно любимой женщиной и матерью не удавалось никому. Все изменила маленькая славянская рабыня. Не удивительно, что валиде Айше-Хафса-султан, если верить сериалу «Великолепный век», боялась этих изменений. Как Хюррем это удалось сделать, никто не может понять до сих пор. А уж современники и вовсе считали колдуньей и ведьмой.
В чем скрывался секрет этой девочки, сказать сложно. Видимо и верно она была необыкновенной, ежели великий полководец и мудрый правитель бросил под ее ноги все, что только мог бросить...
Более того, она сумела пройти путь от обычной наложницы до законной жены, стать матерью шестерых детей султана и управлять не только гаремом, но и всей Османской империей. До нас дошли документы, под которым значится ее подпись и стоит личная печать, что говорит об ее серьезном влиянии на политику государства, причем это касается как внешних, так и внутренних дел. Но при всем этом она оставалась женщиной, увидев которую султан Сулейман забывал обо всем на свете.
Хюррем-султан стала первой женщиной в истории Османского гарема, которая нарушила правило и не уехала вслед за своими сыновьями в санджак, а осталась в столице и только иногда навещала их. Будучи сильной и незаурядной личностью, она не выпускала власти из своих рук и умудрялась следить за шехзаде, не выходя из дворца.
Современники утверждают, что в день похорон султан Сулейман издал приказ: никакого шума во дворце и запретил на неопределенный срок любые увеселительные мероприятия, музыка, танцы.
Более того, требование соблюдать тишину распространялось и на общение слуг и обитателей дворца между собой. Слуги должны были использовать жесты, а сам Сулейман замолчал на несколько дней. Впрочем, здесь можно немного поспорить. Достоверно известно — во дворце Топкапы всегда царила тишина и за любой шум или громкие разговоры могло последовать наказание. О чем я писала в своем материале «Первый двор или Двор Янычар».
В некоторых исторически документах указывается, что в этот момент во дворце стали популярны глухонемые слуги. Ведь для них не составляло труда выполнить требование молчать. Все яркие наряды были запрещены, обитателям дворца велено было переодеться в черное. Султан Сулейман заставил всех скорбеть вместе с ним о смерти любимой Хюррем.
Что же до других женщин, которые потом заняли сердца последующих правителей, то они по примеру Роксоланы, стали не только заниматься рукоделием, воспитанием детей и благотворительностью, но и начали рваться к власти. То есть именно славянк дала толчок к зарождению нового политического направления в истории страны, названного «женским султанатом».
Публикация по теме: Любовь в гареме. По следам сериала «Великолепный век»