Педагоги красноярской школы № 82 обнаружили интересную закономерность: у педагогов, о которых дети говорили, что им нравится, как эти учителя ведут уроки, результаты обучения были выше. Это открытие подсказало путь к повышению профессионализма… классных руководителей. Рассказывает директор школы Гульнара Ахметзянова.
Наша школа с 2015 года занимается наращиванием социального капитала. С этой целью мы используем кураторскую методику К.М. Ушакова и мониторинг А.В. Сперанского.
В какой-то момент, анализируя данные микросоциологического мониторинга Сперанского, мы заметили, что в тех случаях, когда дети отмечали, что на уроках учителя они чувствуют себя комфортно, качество знаний по предмету оказывалось выше. Причем, эта закономерность проявилась на самых разных предметах: на изо, физкультуре, физике, русском языке.
Мы спросили учеников, что именно им нравится на занятиях, где они чувствуют себя комфортно. Оказалось, ребятам нравится, как учителя общаются, как они преподносят материал.
И тогда родилась идея: а что если с помощью кураторской методики нарастить коммуникативные компетенции классных руководителей?!
Чтобы пояснить логику наших рассуждений, приведем краткое описание кураторской методики. Ее суть в следующем: в школе создаются пары педагогов, которые начинают посещать занятия друг друга, наблюдать за ходом занятий (всякий раз учитель наблюдает не за уроком в целом, а только за одним аспектом, например, время для размышления учеников, равные возможности для ответа и др.). Для каждой пары назначается куратор — более опытный педагог, который подбирает задания, следит за прогрессом и организует обсуждение занятий. После обсуждения педагоги отрабатывают проблемные элементы уроков, доводят свои навыки до совершенства, а затем переходят к следующему аспекту для наблюдения. Таким образом кураторская методика работает на повышение методической компетентности учителей.
Но если коммуникация играет столь значимую роль в обучении, то в воспитании ее значение, как минимум, не меньше.
И у нас возник замысел: а что если в пары ставить классных руководителей с похожими проблемами? Например, в третьем и в десятом классах есть отрицательные лидеры, есть неблагополучные семьи.
Как задумали, так и сделали. Сформировали пары из классных руководителей. Под руководством кураторов классные руководители стали посещать мероприятия друг друга, наблюдать и анализировать различные аспекты работы: сколько детей попадают в поле внимания коллеги, как он или она взаимодействует с коллективом, какие вербальные и невербальные средства коммуникации используются… В процессе совместной работы коллеги учатся друг у друга и сообща вырабатывают более эффективную модель взаимодействия с детьми.
Эта небольшая новация помогла нам выравнивать компетенции классных руководителей и существенно уменьшить количество конфликтов в школе. К началу работы у меня в школе в некоторых параллелях уровень детской агрессии составлял 13%. Сейчас — не более 4,3%. Уже два года в школе нет драк. И для меня это важный результат.
P. S. В этой публикации Гульнара Марсовна описала лишь малую часть, фрагмент большой пятилетней работы по наращиванию социального капитала. За пять лет уровень социального капитала школы вырос с 4 до 12% (средний уровень соцкапа российских школ, проводивших исследование, составляет 8%). Количество учащихся увеличилось в два с половиной раза. Школа стала конкурентоспособной, несмотря на то, что находится между самыми престижными гимназиями и лицеями Красноярска. Развернуто о том, как удалось сделать такой прорыв, Гульнара Марсовна рассказала в другой статье, которая опубликована в модуле «Развитие организации».
🏫 «Директория. Развитие образовательной организации» — это информация и инструменты для развития школы и вдохновения. От создателей журнала «Директор школы».
🙋 Если вы директор школы, заместитель или методист, ставьте лайк и подписывайтесь. Здесь рассказывают только про управление и педагогику.