Найти тему

Окно Джохари, Упражнение

Интересное у меня вышло занятие с группой, получилось достаточно глубоко. А все начиналось с лекционной части, впрочем как всегда.

Информационная часть естественно первична:

Окно Джохари создано в 1955 году двумя американскими психологами Джозефом Лифтом и Харрингтоном Инхамом, получило название по сочетанию их имен Джо-Харри- Джохари.

Техника, которая помогает людям понять связь между своими собственными представлениями о себе и о том, как видят их другие люди, и как это сочетание и анализ дает возможность расширять свое собственное осознавание себя с помощью других людей.

Ниже представлена очень содержательная картинка, по которой ведется рассказ для аудитории.

-2

1. Открытая зона  - то, что знаю о себе я и другие знают обо мне

2. Спрятанная зона - то, что знаю о себе я и другие не знают обо мне

3. Слепая зона - то, что другие обо мне знают, а я о себе не знаю

4. Зона неизвестного - то, что никто обо мне не знает, ни я, ни другие - зона развития.

Групповая дискуссия на тему есть ли у участников секреты, что произойдет, если об этих секретах узнают другие, вроде и страшно, но есть и плюс - секреты перестанут быть секретами.

Дополнительные материалы: планшеты, ручки, малярный скотч, персональные листы с окном Джохари для личного заполнения, пустые листы с заглавием Слепая зона.

Участникам раздаются листы с номинальным окном, где можно будет заполнять информацию о себе. Предлагается заполнить Открытую зону, можно писать о себе жизненные факты, утверждения или качества, о которых знает участник и знают другие люди. А так же предлагается заполнить Спрятанную зону, в которой будет что-то про участника спрятанное, то, что никто не знает, но то, что безопасно написать. Участники заполняют свои блоки.

Далее групповая дискуссия - что написал о себе в открытой зоне, как было писать, как сейчас декламировать это группе, обратные связи от членов группы по желанию, так ли то, что писал о себе участник( данный случай описывает мероприятие в давно устоявшейся группе, где участники плотно взаимодействуют друг с другом на протяжении длительного времени)

Спрятанную зону не читаем.

Далее каждый участник получает пустой лист с заголовком Слепая зона, этот лист с помощью малярного скотча размещается на его спине и так с каждым.

Задача группе - написать на спину каждого то, что как вы считаете вы знаете об участнике, а он о себе не знает.

После проделанной работы, участники снимают свои Слепые зоны со спины, изучают.

Групповая дискуссия - как тебе было в этом куске, какие чувства были когда услышал задание, когда писали на спину, когда сам писал, когда снял листок и читал полученную информацию, с чем согласен, с чем не согласен, что возьмешь для себя?

Далее участники заполняют из полученного материала в своем листе с окном Джохари свою Слепую зону.

Следующий этап - заполнить Зону неизвестного - зона неизвестного это то, чего не хватает в жизни, зона потребностей, зона недостающих качеств - заполняют.

После того как заполнили - участникам предлагается зачитать свою Зону неизвестности и по желанию зачитать свою скрытую зону.

В процессе прочтения происходит анализ - почему ты думаешь что именно это тебе нужно, бывали ли жизненные моменты, где у тебя это было, тренер показывает что у человека скорее всего уже есть то, о чем он пишет, просто либо этого недостаточно, либо это нужно тщательнее развивать, а так же как тебе было прочитать свои секреты?

Далее групповая дискуссия на тему того, что таким образом происходит движение информации о самом себе, из неизвестного в слепую зону, из слепой зоны в зону открытости, а так же из спрятанной зоны в зону открытости и тогда, чем открытее и свободнее человек, тем он аутентичнее себе и окружающему миру и при этом важно не забывать о безопасности в самораскрытии этому миру - возможно не всем не все, важно хотя бы кому-то кроме себя.

И последний круг - завершающий - что было полезного, какие сейчас у вас чувства, что будите применять.

Очень полноценное упражнение родилось по своему содержанию, процессу, глубине и пользе.