Китайский театр – искусство, сочетающее в себе прозу, стихи, пение, музыку, сценические движения, жесты и акробатику, яркие костюмы актеров и грим, по цвету и виду которого зритель определяет характер и амплуа актера. Очень точно китайский театр описал в своем дневнике путешествия по Китаю 1907 года российский синолог, академик Василий Михайлович Алексеев (1881-1951). «Однако когда европейский зритель попадает в китайский театр, то первое впечатление, которое он выносит оттуда, это впечатление чего-то несерьезного, какого-то кривого зеркала. Он видит перед собой сцену без кулис и занавеса, оркестр, который помещается на сцене и производит оглушительную музыку, не усваиваемую европейским ухом, бутафорию, наивную до смешного, актера, поющего резким горловым фальцетом как мужские, так и женские роли, равно как и актрису, изображающую то женщин, то бородатых генералов, жесты, напоминающие озорных детей или акробатов-клоунов, грим, лишающий лицо актера всех признаков человеческого облика и превращающий его в фантастическую маску…» (Алексеев В.М. В старом Китае; отв. ред. Б.Л. Рифтин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вост. лит., 2012)
Какая связь между китайским театром и Государственным музеем истории религии? Дело в том, что в музее хранится коллекция китайской народной картины, привезенная из Китая В.М. Алексеевым, а в составе этой коллекции есть небольшое, но очень интересное собрание театральных картин на сюжеты из классической литературы. О них мы сегодня и поговорим.
Одним из основных источников театральных картин послужили иллюстрации к пьесам и классическим романам. Первые иллюстрированные издания театральных пьес для чтения появляются с середины XVI века, что удовлетворят потребность людей видеть театр изображенным на картине, поскольку в этот период он становится одним из популярнейших видов искусства. Кроме того, сильное влияние на театральные картины оказывала культурная жизнь в районе их производства. Например, в Янлюцине (поселок, рядом с городом Тяньцзинь, провинции Хэбей, один из главных центров северной школы печатной графики) в эпоху Мин при храме, посвященном богу войны Гуань-ди, была возведена постоянная сцена, для выступления приезжавших трупп актеров. В связи с чем, с середины XIX века производство театральных картин в Янлюцине стало преобладать над всеми остальными типами.
Театральные представления, развернутые прямо перед храмами, очень удивили молодого китаиста Василия Михайловича Алексеева, который в 1907 году оказался в Китае в составе экспедиции, организованной крупнейшим специалистом в области древнекитайской истории, французским синологом Эдуардом Шаванном. «Театр при «храме божьем» - явление, шокирующее религиозных европейцев, но совершенно естественное в Китае, где храм не только церковь, но и клуб. Театральные подмостки устраиваются в Китае vis a vis с храмом, чтобы дух мог видеть, как радуются облагодетельствованные им люди и сам наслаждаться игрой актеров. Действительно, Китай – страна театра. Более страстных любителей театра не видел свет, ибо это в полном смысле слова народный театр» (Алексеев В.М. В старом Китае; отв. ред. Б.Л. Рифтин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вост. лит., 2012) .
В XVIII-XIX веках печатные издания, ориентированные на широкий круг читателей начинают производить на дешевой бумаге, качество иллюстраций снижается, а спрос на отдельные ксилографические листы, выполненные на более высоком художественном уровне, наоборот растет. Во многих провинциях появляются центры производства ксилографической картины няньхуа – в Хэбэе (Янлюцин), Шаньдуне (Вэйсянь), Хэнани (Чжусяньчжэнь), и другие. Большой популярностью начинают пользоваться дешевые печатные листы с изображением сюжетов из популярных театральных постановок.
О дальнейшем развитии театральной картины и предметах из музейного собрания читайте в нашем следующем материале.