Отгремела война. Маршал Жуков стал министром обороны, документов и воспоминаний о том, как отреагировал полководец на реальные данные о потерях Ил-2 история не сохранила, известны только его действия после осмысления опыта войны.
Дважды Герой Советского Союза Ефимов вспоминал:
«В апреле 1956 г. министр обороны Маршал Советского Союза Г. Жуков представил руководству страны подготовленный Генштабом и Главным штабом ВВС доклад о состоянии и перспективах развития штурмовой авиации. В документе делался вывод о низкой эффективности штурмовиков на поле боя в современной войне и фактически предлагалось ликвидировать штурмовую авиацию, обеспечив решение боевых задач по непосредственной авиационной поддержке наземных войск в наступлении и обороне силами бомбардировочной и истребительной авиации. Для многих после громкой славы штурмовиков в Великой Отечественной войне такая оценка стала громом среди ясного неба.
В результате обсуждения «в верхах» вышла Директива МО № 30660 от 20 апреля 1956 года: штурмовая авиация упразднялась, а имеющиеся Ил-10 и Ил-10М списывались «по плану МО». Летный состав частично переучивался на МиГ-15бис, а частично — переводился в истребительную авиацию ВВС и ПВО. Штурмовиков «ушли».
Нетрудно понять как Жуков дошел до такой оценки. Всего за годы войны произвели 34 943 Ил-2 и 1211 Ил-2У. В бою потеряно было за всю войну 10 759 самолетов ВВС Красной Армии и 807 флотских Илов. Ещё 10 тыс. было разбито в авариях и катастрофах (небоевые потери).
В начале войны вместо 5 % целей на поле боя удавалось поразить только 1 %. Более-менее успешно "Илы" начали воевать когда две трети немецкой авиации были связаны на Западном фронте, были выбиты опытные кадры люфтваффе, а масса советских пилотов, наоборот, набрала опыт.
Напрашивался закономерный вывод о том, что главнее завоевать господство в воздухе, тогда истребителям можно будет подвешивать бомбы и ракеты и они вполне смогут заменить специализированные штурмовики. Ведь штурмовка это функция, которую могут выполнять и истребители-бомбардировщики.
С идеологической точки зрения наоборот создавался образ "летающего танка", который был реален, но так использовать Ил-2 могли опытные пилоты.
Так, Дважды Герой Советского Союза Бегельдинов имел очень большой налет на самолетах У-2, Р-5 и СБ, к тому же авиация была его хобби с детства, он даже в полете не уставал. Бегельдинов чтобы учиться в аэроклубе даже в русскую школу перешел и выучил русский язык.
Он в годы войны сбил 7 истребителей, не всякий летчик-истребитель имел такой счет. Его оправляли на самые сложные задания, он в частности вел разведку, а при фотографировании ему нужно было лететь строго прямолинейно, фактически быть мишенью для зенитки.
Эффективно могли воевать пилоты с хорошей выучкой и налетом.
Как говорили Бегельдинову: "Если больше 8 вылетов сделал, жить будешь".
Такая же картина была в части летчика-штурмовика Ефимова, у него в полку не было пилота сделавшего больше 8 вылетов, это на 1942 г.
Если к этому добавить упавшее качество самолетов, отсутствие нормальных стрелковых и бомбардировочных прицелов.
И уже непонятно была ли выгода в том, чтобы пускать штурмовики в атаки на сильно защищенные цели. Не лучше ли было бомбить с высоты (у американцев, к примеру, был специальный прицел для бомбардировки с высоты) или кидать корректируемые авиабомбы (они уже разрабатывались в Германии).
Вероятно в СССР после войны посчитали сосредоточить усилия на создании более совершенных фронтовых истребителей, а не штурмовиков.
Поэтому и отказ от штурмовой авиации был понятен, скорее всего если бы не репрессии от штурмовиков отказались бы еще до войны.
Спасибо за прочтение.