В 1956 году организация стран Варшавского договора принимает решение ввести войска в Венгрию. Решение, положившее начало Холодной войны.
В КБ Туполева поступает правительственное задание по разработке межконтинентального беспилотного летательного аппарата способного доставить ядерный заряд, преодолевая все существующие системы ПВО и ПРО потенциального противника.
На базе конструкторского бюро в срочном порядке создается секретный отдел «К», которому и было поручено заняться разработкой этого проекта, проходившим под обозначением изделие «С».
В то время казалось, что это фантастическая идея, но Андрей Николаевич Туполев уже тогда понимал реальные возможности и дальнейшие перспективы этого направления в советской авиации. В 57-ом году работы по проекту изделия «С» Туполев поручает возглавить конструктору Леониду Куликову.
В кратчайшие сроки был создан цельнометаллический моноплан с крылом угольной стреловидной формы. В Министерстве среднего машиностроения для первого советского БПЛА спроектировали компактную термоядерную боевую часть.
Всего за один год секретный отдел «К» представил проект первого беспилотного ударного комплекса с беспилотным самолетом Ту-121 (изделие «С»), который был способен доставить ядерный сюрприз на расстояние до 10 тыс. км.
В 57-ом года на очередной сессии НАТО было принято решение о размещении ракет средней и малой дальности в Италии, Британии, а так же Турции, что резко подрывало положение СССР.
В результате генсек Хрущев, увлекшейся темой ракетизации вооруженных сил СССР, неожиданно для всех разработчиков, остановил все работы, касающиеся этой темы, да и не только.
Ракеты стране нужнее, ракетные войска решат все - так считал советский лидер, прибывая в ракетной эйфории. Так практически все средства были направлены на развитие этого направления, что также затронуло и пилотируемую авиацию. Секретный отдел «К» оказался под угрозой закрытия.
Но неожиданно для всех поступает госзаказ на разработку беспилотного самолета разведчика. В КБ Туполева принимают решение начать работы по созданию дальнего беспилотного разведывательного аппарата, на основе полученного опыта по проекту изделия «С». Новый проект дальнего беспилотного самолета-разведчика проходил уже под обозначением Ту-123 «Ястреб».
На фоне резкого сокращения вооруженных сил в 60-х, появление беспилотной авиации вызывало беспокойство среди летчиков, а военное руководство встречало новую технику настороженно. Но сама идея безнаказанного беспилотного полета на малых высотах имела большое преимущество над пилотируемыми средствами разведки.
Главное отличие Ястреба от ударной версии беспилотника, касалось размещения разведывательной аппаратуры. Теперь в носовой части, где раньше должна была располагаться ядерная боевая часть, располагалось, уникальное по тем временам «фотоателье».
В ходе летных испытаний конструкторы столкнулись с неожиданной проблемой. Выяснилось, что в результате полёта на больших скоростях внешняя обшивка Ястреба нагревалась более 200 градусов. Это требовало решение многих вопросов по теплозащите большинства узлов и деталей, с применением специальных материалов.
Так же выяснилось, что под воздействием высоких температур стекла фотолюков покрываются микротрещинами и сильно искажают изображение.
Для этого требовалось привлечение в проект дополнительных средств, ресурсов, а также закупку очень редкого кварцевого песка для изготовления жаростойкого объектива разведывательной фотоаппаратуры.
В то время только в Бразилии был необходимый кварцевый песок для изготовления особого жаростойкого стекла, и Госзаказ в очередной раз оказался под угрозой срыва.
Но решение было найдено. Вскоре через подставные фирмы кварцевый песок из Бразилии доставлялся в подмосковную секретную лабораторию. Новое стекло и разведывательная фотоаппаратура, позволили Ястребу на скорости в 2,5 маха получать изображение с такой четкостью, что можно было определить марку автомобиля с высоты 18 км.
Так в СССР появился первый беспилотный самолет-разведчик Ту-123 «Ястреб», который в 63-ем году официально поступил на вооружение ВВС Советской армии.
Эта уникальная 28-ми метровая машина, с помощью стартовой установки СУРД-1 и контрольно-стартовой машины КАРД-1С запускалась в воздух, а после выполнения полетного задания возвращалась, и получив команду с земли на посадку, подходила к заданному району.
Над заданным районом происходил отстрел передней части, где находилось разведоборудование, которое благополучно на парашюте опускалось на землю. Задняя часть с силовой установкой естественно погибала, но как правило, результат стоил того.
Дальность полета реактивного беспилотника Ту-123 позволяла безнаказанно залетать на территорию Великобритании, отработать заданный район, развернуться и благополучно вернуться домой.
Таких технологий в то время не было еще ни у кого. Американцы только через 10 лет смогли реализовать что-то подобное, и то на пилотируемом самолете SR-71.
Первый полет советского БЛА Ту-123 «Ястреб» над территорией Европы поверг в шок руководство НАТО. Он оказался неуязвим для истребителей перехватчиков и зенитно-ракетных комплексов Альянса.
А в 68-ом году секретным постановлением правительства предписала КБ Туполева начать работу над проектом полностью спасаемого комплекса беспилотной разведки. Но это уже другая история, к которой я обязательно вернусь в ближайшее время.
Не забывайте ставить палец вверх, подписываться на мой канал и оставлять комментарии.
Впоследствии все вышеизложенные действия очень помогут мне в продвижении моего канала. ЖМИ ПОДПИСАТЬСЯ