Найти тему

УЧЕБНИК СОВЕТСКИЙ VS СОВРЕМЕННЫЙ: КАКОЙ ЛУЧШЕ?

Хороший учебник – головная боль современного отечественного образования. Лучшие методисты из года в года бьются над концепцией школьных пособий и никак не могут ее найти. Причина проблемы проста – формальное отсутствие официальной идеологии, которая бы задавала курс подборке материала. Впрочем, все вышесказанное относится, прежде всего, к учебникам гуманитарного профиля, которые в наибольшей степени формируют мышление и мировоззрение.

Пособия по математике, физике, биологии в этом плане почти не страдают, так как их материал конкретен, объективен и почти не зависит от человеческих идей и желаний. А учебники по истории, литературе, обществознанию после распада СССР до сих пор находятся в подвешенном состоянии.

Авторы советских пособий по этим предметам ориентировались на марксистско-ленинскую идеологию. История жизни, идей, творчества преподносилась с точки зрения классовой борьбы. Поэтому советские учебники гуманитарного профиля были предельно просты для понимания – в отличие от своих современных преемников, которые все еще находятся в поиске. Для работы с фактическим материалом – например, по истории – идеально подойдет советский учебник. Однако он не годится для трезвого осмысления прошлого, так как теория классовой борьбы явно изжила себя. То же самое можно сказать и про школьные книги по другим гуманитарным предметам.

Выход из этой дилеммы один – современные разработчики учебников должны заимствовать лучшие достижения советской методологии (краткость, последовательность, небольшой объем в пользу качества текста) и на их основе написать внятный учебник. Кстати, советские пособия давали детям конкретные, полезные знания, в то время как современные авторы задались целью не столько дать школьникам теоретический и фактический материал, сколько научить их… учиться самостоятельно. Это – типично западный подход, который никак не привьется на отечественной почве.

В целом, надо признать, что советские учебники были более продуманы и последовательны, чем современные. Но так как старая партийная идеология больше не работает, а мир обогатился новыми открытиями в области компьютерных технологий, то новые пособия необходимы школе как воздух. Остается лишь надеяться, что методисты рано или поздно найдут «себя» и создадут адекватный учебник, отвечающий не только условиям 21 века, но и мышлению отечественного, а не западноевропейского ребенка.