Совсем недавно мы опубликовали статью о планируемом совместном проекте России, КНДР и Республики Кореи — строительстве Транскорейской магистрали с выходом на Транссиб, что позволит соединить портовый Пусан с Западной Европой.
Однако это не единственная масштабная задумка, подразумевающая трехстороннее сотрудничество. В начале 2000-х родилось сразу несколько крупных проектов, включая и прокладку линий электропередач с Дальнего Востока на территорию Южной Кореи.
Еще в 2002-ом страны достигли некоторых договоренностей относительно проекта, осуществить который планировалось в два этапа. Предполагалось, что Юг будет получать электроэнергию на коммерческой основе (что логично), а вот КНДР — в качестве международной энергетической помощи; это позволило бы Пхеньяну на треть сократить дефицит электроэнергии.
Через год в Хабаровске стороны подтвердили свои намерения и руководство РАО «ЕЭС России» заявило, что линия электропередач протяженностью около 500 км из Приморья в Южную Корею может быть протянута уже к 2006 году. Однако в 2004-ом проект затормозился из-за неразрешенного вопроса относительно финансирования работ на территории Северной Кореи.
Позже к обсуждению вопроса вернулись в 2008-ом: во время Российско-корейского форума, проходившего в Москве, было заявлено, что КНДР дала согласие на прокладку ЛЭП по своей территории в сторону Юга. Тогда подчеркивалось, что проект одобрен всеми сторонами и остается лишь проработать детали и согласовать финансовую сторону вопроса. Однако и в следующие двенадцать лет планы не воплотились в жизнь.
Препятствия носили не только экономический, но и политический характер. Здесь и постоянно меняющиеся настроения в отношениях Севера и Юга, и позиция США, к которой Республика Корея вынуждена прислушиваться. А с 2014 года Сеулу приходится учитывать санкции не только в отношении северных соседей, но и РФ.
Из-за целого ряда преград проект по-прежнему лежит на полке; однако, как неоднократно сообщалось, и Россия, и Южная Корея готовы в любой момент предварить давнюю задумку в жизнь. Тем более, что летом 2018 года страны подписали Меморандум о взаимопонимании относительно сотрудничества в области электроэнергетики.
И если о строительстве Транскорейской железной дороги, предполагающей выход на Транссиб, с 2018-го говорят активно, а некоторые серьезные подвижки были сделаны и в текущем году, то энергетический проект обсуждается мало. Поэтому возникают вопросы — а не потерял ли он актуальности и насколько реально реализовать эту задумку в ближайшем будущем?
За ответами мы решили обратиться к официальным органам, в данном случае — в Минэнерго РФ. В ведомстве «Строительной России» рассказали, что решение о целесообразности этого масштабного проекта может быть принято после того, как российская сторона получит четкое представление об электроэнергетической инфраструктуре Корейского полуострова, а также текущих и перспективных потребностей Юга в электроэнергии.
«В настоящее время ожидается получение соответствующей информации от корейских партнёров», — сообщили в министерстве.
В ведомстве добавили, что проект соединения энергосистем РФ и Республики Кореи требует не только серьезной технической проработки, но и решения вопросов надежности и энергобезопасности, причем с участием всех заинтересованных транзитных стран.
«Предстоит определить и потенциальные условия поставки, и технические решения; понять, какие генерирующие мощности могут быть задействованы для обеспечения поставки электроэнергии; выстроить схему финансирования проекта», — подчеркнули в Минэнерго и заверили, что российские компании готовы подключиться к проекту, как только южнокорейская сторона возобновит работы по исследованию возможности объединения энергетических систем двух стран.
Читайте: Инфраструктурный мегапроект трех стран: железнодорожная магистраль РФ-КНДР-Республика Корея