Очень интересно рассмотреть, как по одной и той же картине писали сочинения раньше и как пишут сейчас: что видят на ней, какие акценты расставляют, чему симпатизируют, что упускают и проч.
Разница в таких сочинениях много может сказать о психологии детей в разные времена… и о психологии взрослых… и о самих этих временах.
Возьмем для примера картину, по которой в свое время писали сочинения советские школьники: «Утро» Татьяны Яблонской.
Я здесь покажу для примера 2 варианта сочинения: «раньше» и «сейчас».
Поскольку Дзен-канал у меня игровой, это не реальные сочинения, а придуманные лично мною, но на основе психологии «раньше» и «сейчас». Печка, от которой я плясала при этом, – конкретные сочинения школьников обоих временных срезов (хоть и по другим темам).
Причем мы с вами попробуем воспроизвести сочинения не младших, а средних классов – для пущего интересу.
Кстати, чтобы вы лучше погрузились в тему, дам коротенькую художественно-историческую справку. На картине изображена 13-летняя старшая дочка художницы в их киевской квартире. Написана картина была в 1954 г., поэтому считается, что она символизирует хрущевскую «оттепель».
И еще одно уточнение, прежде чем вы начнете читать. Разумеется, если бы писали вы – у вас бы получилось иначе; но на то и жанр сочинения – «каждый пишет, как он слышит; каждый слышит, как он дышит» (по Булату Окуджаве).
Возможное сочинение в 1950-е гг.
В окна радостно льется солнечный свет. Через открытую дверь балкона залетает утренний ветерок. Все пронизано свежестью раннего утра.
После этого обязательно должен быть радостный и добрый день!
В центре комнаты – девочка. Она занимается под передачу по радио с утренней гимнастикой. Она уже успела почистить зубы и теперь очень старательно занимается упражнениями.
Видно, что она очень спортивная. Школьница стоит в сложной позиции. Может быть, она физкультурница.
Еще видно, что девочка аккуратная, у нее чисто в комнате. Я думаю, что у девочки хороший, добрый, отзывчивый характер.
После зарядки она пойдет в школу учиться. Она будет получать новые знания, чтобы после школы в будущем работать на важной, достойной работе. Это очень радостно.
В целом картина ясная, чистая и теплая. Она побуждает смело глядеть в светлое будущее и строить его своими силами! Это начало нового дня одного человека и многих людей.
Возможное сочинение в 2020-е гг.
Это картина, потому что раньше не было селфи и люди вынуждены были только рисовать. Но нарисована она очень четко.
Девочка не прибрала сначала постель, потому что ей надо было набраться сил, делая гимнастические упражнения.
Лицо у нее напряженное. Может быть, она решает какую-то серьезную задачу. Или она только что вышла из «Одноклассников», где ей сказали что-то неприятное.
У девочки длинные для ее возраста ноги. Одета она в шорты, очень коротенькие для тех лет. Ее движения красивы. Она очень пластичная. Ей можно заниматься танцами, например тверком.
Комната очень просторная. Стены покрашены в светлый цвет, чтобы давать спокойствие и уверенность.
Скорее всего, девочка живет в сталинском доме с высокими потолками. У нее своя комната, где она живет одна. Это очень удобно, никто никому не мешает и много места.
Комната не бедная. В ней приличная мебель. За дверью – красивый балкон. На столе стоит красивый кувшин, наверняка импортный. Видно, что в семье девочки нет денежных проблем.
Картина написана много лет назад, но люди в наши дни могут получить от нее заряд чего-то настоящего. Эта картина – замечательный мотиватор.
Постскриптум
Уже после того, как картина стала популярной, ее героиня рассказывала в интервью «Комсомольской правде», что семья их богатой никогда не была. И эта девочка даже гостей к себе не приводила – стеснялась бедноватой обстановки.
О том, что ее нарисовали на картине, которую публиковали в учебниках наравне с картинами Ивана Шишкина и Ильи Репина, а затем «прописали» в Третьяковской галерее, никто и не подозревал.