Отзыв на прочитанную книгу.
Норберт Винер "Корпорация Бог и Голем" издательство АСТ 2018 год серия "эксклюзивная классика". Перевод с англ. В. Желнинова (Бог и Голем), Е. Алексеевой (Мозг, Чудеса из чуланчика).
Безусловно можно утверждать что автор обозреваемой книги был одним из виднейших интеллектуалов прошлого столетия. Его мысли, его деятельность в некоторых аспектах определили облик нашего времени.
Структурно обозреваемая книга состоит из двух частей. Собственно сама книга "Корпорация Бог и голем" и два совершенно изумительных его рассказа: "Мозг" и "Чудеса из чуланчика". Скажем сразу - на наш взгляд обозреваемая книга достойна покупки только ради этих двух рассказов.
Определённым разочарованием было то, что основной текст был философко-футурологического содержания а не научно-популярного, посвящённого кибернетике. Всё таки именно Норберта Винера во всём мире считают основателем кибернетики. Тем не менее некоторые ключи к моделированию поведения машин в обозреваемой книге даны. Первичный тезис, вокруг которого строится большая часть рассуждений в обозреваемой книге говорит о том, что машины, создаваемые людьми суть големы из известной легенды.
Рассказы же просто изумительны. Они показывают, что автор обозреваемой книги очень тесно взаимодействовал как с медицинским, так и с научным сообществом медико-биологического профиля. Однако нельзя списывать со счетов и работу переводчика. Тонкий юмор, будет особенно приятен врачам и естествоиспытателям.
Интересные цитаты:
1. "Физика - или то, что обычно понимается под физикой - не учитывает целеполагания; а возникновение жизни в этом отношении является чем то совершенно новым".
2. "Всё дело в том что наши превосходные степени (всемогущество и всеведение) В действительности являются не превосходным степенями, а лишь весьма вольными способами рассуждений об очень большой власти и очень глубоких знаниях. Они выражают чувство благоговения, а не утверждение , которое можно было бы защищать с метафизических позиций. Если бог превосходит человеческий разум и не может быть постигнут рассудком - а это точка зрения, которую, по крайней мере, можно защищать, будет интеллектуально нечестно принижать способности человеческого рассудка, насильно "втискивая" Бога в такие интеллектуальные формы, которые должны по определению обладать чрезвычайно конкретным рациональным содержанием. Поэтому когда мы попадаем в те или иные ситуации, как будто проливающие свет на некоторые общие положения религиозных сочинений, мне кажется неразумным отвергать их только потому, что они лишены абсолютного, бесконечного и всеобъемлющего характера, обыкновенно приписываемого религиозным постулатам."
3. "Что такое "образ" машины? Способен ли этот образ, воплощённый в одной машине общего назначения, позволить любой машине общего назначения, не обладающей какой-либо специфической индивидуальностью, воспроизвести исходную машину либо в полном соответствии с оригиналом, либо с незначительными отличиями, которые можно было бы толковать как проявления изменчивости?"
4. "Точно также в отсутствие голода перепроизводство еды, бесцельность существования и безрассудное расточительство становятся серьёзными проблемами. Развитие медицины является одним из факторов, ведущих к перенаселению, а последнее видится страшнейшей из угроз, с которыми сталкивались человечество. Былые принципы, по которым люди жили так долго, например "пенни не потратил - пенни приобрёл", - уже нельзя считать бесспорно верными."
5. "Использование математических формул сопровождало развитие естественных наук и сделалось модным в науках общественных. Первобытные племена перенимали у Запада лишённые национальных примет одежды и парламентаризм, пребывая в необоснованно уверенности, будто эти магические облачения и обряды мгновенно позволят им приобщиться к современной культуре и технике, а экономисты завели привычку облекать свои весьма смутные рассуждения в строгий язык исчислений.
Поступая таким образом, они демонстрируют ту же недальновидность, какая свойственна африканским государствам, притязающим на равные права с бывшими метрополиями."
Подводя итог. Обозреваемая книга будет безусловно полезна для общего развития широкому кругу читателей. Все три текста с кристальной ясностью показывают недюжий ум автора книги. В то же время они показывают и его мировоззрение, которое соответствует мировоззрению скорее "человека мира" в плохом смысле этого слова, если угодно избранного из "золотого миллиарда", но никак не гения, посвятившего свою жизнь служению обществу.