Найти тему
1520. Все о путешествиях

30 лет обещаний: в России «строят» очередную скоростную ж/д и даже поезда показали

Оглавление

Я не верю в высокоскоростную магистраль (ВСМ) в России. О том, что скоростную железную дорогу все же построят, говорят лет 30, если не больше. Рисуют проекты, маршруты, показывают поезда, подписывают документы. Но это абсолютно ни к чему не приводит. В 2020 году вроде взялись всерьез и показали очередные поезда... Но это снова пустышка.

Источник: сайт Инжинирингового центра железнодорожного транспорта (ИЦ ЖТ)
Источник: сайт Инжинирингового центра железнодорожного транспорта (ИЦ ЖТ)

Дальше ямы не пошло

Если вы потерялись в новостях о ВСМ, то на настоящем этапе все опять мечтают о скоростной железной дороге Петербург – Москва.

Когда-то такой проект уже был. Его реализовывали по поручению Бориса Ельцина от 1991 года. Не трудно догадаться, что в 90-е скоростная железная дорога – последнее, на что были готовы дать деньги. Тем не менее, в Петербурге даже начали «строить вокзал». В ста метрах от Невского проспекта вырыли яму. И так она там существовала лет 15, как я помню. Потом ее закопали, и в 2010 году на ее месте открылся торговый центр «Галерея».

-2

С запуском «Сапсанов» в 2009 году о ВСМ Петербург – Москва говорить перестали, хотя «Сапсан» и не является по-настоящему скоростным поездом. Самые современные скоростные поезда, если посмотреть мировой опыт, должны разгоняться до 300-350 км/ч. Наш «Сапсан» 650 км проходит за 3,5-4 часа. Не сложно посчитать, что средняя скорость поезда получается 160-185 км/ч. На небольших участках он разгоняется до 220 км/ч.

Даже вокзалы нарисовали

В 2013 году Владимир Путин поручил разработать проект новой ВСМ, которая должна была пройти из Москвы в Казань. И вплоть до 2019 года эта тема активно «отрабатывалась».

Уже дошло до того, что нам показывали маршрут, эскизы вокзалов, которые должны были появиться в чистом поле, и картинки поездов. Мечты были настолько красочными, что их приятно повспоминать.

Инфографика из «Российской газеты»
Инфографика из «Российской газеты»

Строить дорогу собирались с заездом в крупные города – Владимир, Нижний Новгород и Чебоксары и ряд небольших населенных пунктов. Всего поезд должен был делать по пути от Москвы до Казани порядка 15 остановок. Среди них были станции, спроектированные буквально в чистом поле. Рядом с ними обещали построить какие-нибудь культурные или (почему-то) реабилитационные центры.

Проект вокзала во Владимире
Проект вокзала во Владимире
Станция в лесу
Станция в лесу

Мечты о казанской ВСМ зашли так далеко, что в 2018 году нам показали проект поезда, который будет ходить по этой скоростной дороге. По сути, конечно, никто никакого поезда не разрабатывал, и это была своего рода «обманка». Просто фантазия на тему, не снабженная даже хоть какой-нибудь информацией о том, кто может построить этот поезд. СМИ предполагали, что речь идет об «Уральских локомотивах» или новом российско-китайском предприятии в центральной России.

-6
-7

Про поезд писали, что он будет ходить со скоростью 360 км/ч, его можно будет эксплуатировать при температуре от минус 50 до плюс 40 градусов, а вагоны будут разделены на четыре класса: один вагон первого класса, один вагон бизнес-класса, один вагон-бистро, четыре вагона экономического класса и пять вагонов туристического класса. Общее количество мест в поезде из 12 вагонов составляло в мечтах создателей 682 кресла плюс 40 кресел в вагоне-бистро.

«В вагонах туристического класса сиденья будут установлены по системе «3+2» с возможностью разворота кресел по направлению движения. Кроме того, кресла в вагонах первого класса полностью раскладываются в лежачее положение, а в остальных классах — откидываются под разным углом», – говорилось в анонсе.

-8

В фильме-презентации поезда говорилось еще и о каком-то вагоне для перевозки грузов, но поскольку это все были фантазии, то думать об этом всерьез не стоит.

-9

Едем в Петербург – Тверь протестует

Мечта о ВСМ Москва – Казань закончилась весной 2019 года. Тогда Путин поручил вернуться к проекту строительства железной дороги между Москвой и Петербургом, а казанский проект приказал долго жить.

Первый год после этого по поводу ВСМ до Петербурга было затишье. Однако ряд косвенных признаков указывает на то, что в РЖД над новой магистралью всерьез работают.

Во-первых, соответствующее подразделение возглавил экс-глава Федеральной пассажирской компании Петр Иванов, которого считают достаточно серьезным управленцем, неплохо справившимся с реформированием сектора пассажирских перевозок.

Во-вторых, в Сети стали появляться схемы того, как может пойти новая железная дорога. Пока рассматриваются два варианта – более прямой и с заездом в Великий Новгород.

О том, что работа идет, свидетельствует протестная активность в Тверской области. У местных жителей на руках уже есть бумаги, как дорога пойдет через их леса и деревни, разрушив привычный уклад жизни. Более того, судя по фотографиям, которые выкладывают люди в соответствующих группах «Вконтакте», вовсю идут изыскательные работы.

Фото: «Вконтакте» / ВСМ Протест Тверь
Фото: «Вконтакте» / ВСМ Протест Тверь

В-третьих, в недавнем интервью «России-1» глава РЖД Олег Белозеров заявил, что уже к 2027 году ВСМ будет готова.

Наконец, в-четвертых, осенью завод «Уральские локомотивы» в Свердловской области, где в частности производятся «Ласточки», заложил производственный комплекс для выпуска высокоскоростных электропоездов. Именно «Уральские локомотивы» были определены в качестве базового предприятия для будущей ВСМ. В церемонии принимали участие представители Siemens, так что немцы, судя по всему, станут нашими партнерами в разработке поездов.

В Сети даже разошлись картинки с изображением будущих составов.

Источник: сайт Инжинирингового центра железнодорожного транспорта (ИЦ ЖТ)
Источник: сайт Инжинирингового центра железнодорожного транспорта (ИЦ ЖТ)
Источник: сайт Инжинирингового центра железнодорожного транспорта (ИЦ ЖТ)
Источник: сайт Инжинирингового центра железнодорожного транспорта (ИЦ ЖТ)

Верить в то, что они будут выглядеть именно так, я не стал бы. Эти изображения взяты с сайта Инжинирингового центра железнодорожного транспорта и приведены там просто как иллюстрации. Еще никто ничего не проектировал. Более того, ИЦ ЖТ честно признается, что разработка поездов для ВСМ – это их пилотный проект.