Найти в Дзене
Наталья Баева

Итоговое сочинение. Советы бывалого.

Старшеклассники вопрошают удивлённо, а то и возмущённо:
- Зачем? План? Структура? Схема?! Нам всегда говорили: "Пишите, как хотите, лишь бы свои мысли!"

Очень хочется намекнуть, что не бывает "своих мыслей" по поводу непрочитанного. Или не пережитого лично. Но воздерживаюсь и отвечаю примерно так:
- Представьте себе книгу, которую автор наполнил самыми гениальными мыслями, но при этом не позаботился разделить на главы, разделы, абзацы... и вообще сначала придумал неожиданный конец, потом - начало, а на последних страницах спохватился, что ещё не рассказал середину...
Смеются.

Так вот: "Вступление - часть первая - часть вторая - вывод - заключение". "Хороший план - половина сочинения". Но почему? Чем эта сухая схема может помочь?! Для чего сочинение придумано? Что проверяет?


Грамотность? Нет, с этой задачей гораздо лучше "справляется" диктант. Ведь в диктовке не изменишь ничего, а в сочинении автор волен заменить сомнительное слово - несомненным, сложный оборот - простым.
Может быть,
знакомство с текстом? Но для этого удобнее обычный тест! "Сколько весил Тарас Бульба,? 10, 12, 15 или 20 пудов; поставьте галочку в соответствующую клеточку".
Или
умение составить оригинальный текст? Нет, описание явления или события - это эссе.

Сочинение - это спор с невидимым собеседником, это выстраивание системы доказательств своей правоты.

А стратегию и тактику победы в таком споре выработали и отшлифовали ораторы ещё в древней Элладе. Каждый из них, выходя к народу знал, что первая же произнесённая им фраза определит, будут ли ему внимать, или нет. Заинтересовать надо сразу!

-2

Вступление к речи должно быть предельно кратким и ёмким - это обозначение ТЕМЫ. Одно предложение.

Дальнейшая речь состояла из трёх частей. И из этих же частей состоит сочинение:


ТЕЗИС - основная часть, в которой оратор излагал свой взгляд, свою оценку событий. (5-6 предложений)
(если здесь приводить пример - то из истории - аналогия. 3-4 предложения)


АНТИТЕЗИС - точка зрения противника. Её следовало не только изложить, но и опровергнуть. Если получится - высмеять, но лучше - найти в ней некое рациональное зерно. Вряд ли всё-таки оппонент - враг, и его возражения, сомнения или колебания могут иметь под собой серьёзную почву. (в сочинении это 4-5 предложений).


(здесь приводится пример литературный. Ситуация, смоделированная писателем, поэтом. 3-4 предложения)


СИНТЕЗ - утверждение своей правоты с учётом точки зрения противника. 4-5 предложений.
(Здесь уместен пример "из жизни" 3-4 предложения).


ЗАКЛЮЧЕНИЕМ речи обычно становился призыв к действию, или риторический вопрос. ОДНО предложение.

Совпадение классического плана сочинения с планом речи классического оратора совершенно не случайно - это один литературный жанр имеющий одну и ту же цель: почти математическое доказательство того, ЧТО вы хотите доказать.

Количество предложений здесь названо с учётом заданного объёма - от 250 до 300 слов.

Предвижу возражения и упрёки: "Схематично, догматично и не учитывает творческой индивидуальности". Согласна! Но если людей за 10 лет не научили писать сочинения - а результат нужен именно посреди выпускного класса, в начале декабря, эта схема становится "спасательным кругом". Вряд ли найдётся тот, кто по ней ничего не напишет.

Непременное условие - примеры "из литературы". Подскажу два приёма, абсолютно безотказных:

  • Можно продолжить ситуацию в будущее. "Если бы Татьяна Ларина ушла к Онегину - что бы она сказала своим детям лет через пятнадцать?"
  • Можно вообразить литературного персонажа живым. Нужен ли нам такой друг или родственник? "Тарас Бульба - великолепен, но не в качестве соседа по лестничной площадке".

Но кто же будет воображаемым противником, с которым стоит поспорить в сочинении? Будет ли это противник политический, или обыватель, не видящий дальше собственного носа, иностранец или инопланетянин - какая, в сущности, разница?

Важно отстоять свою позицию. А для этого надо её, прежде всего, ИМЕТЬ.

***

"Костяки" сочинений мы составляли вместе с учениками. Своеобразные костыли для страховки. Мало кому они пригождались (едва ли их можно выучить наизусть), но как тренажёры - сослужили службу.

Вот один из этих шаблонов сочинения "На свободную тему":

Вступление
Проблемы…………… - не из тех, о которых человек размышляет каждый день: маленькие повседневные заботы не располагают к столь глобальным размышлениям. Грандиозность вопросов, стоящих перед всем человечеством, способна даже испугать. Но тут уж приходится выбирать – или быть существом не мыслящим, или всё же мыслить.

Тезис
А лучшая информация к размышлению – то, что пришлось увидеть, услышать и прочитать.
(Далее – своё понимание проблемы, 5-6 предложений).
В этом убеждении я не одинок – и сто, и двести лет назад к таким же выводам приходили писатели, которых потомки назвали великими. И не только приходили сами, но и подводили читателей. (Далее – литературный пример. 5-6 предложений).


Антитезис
Но как нет единодушия сейчас, так не было и тогда. Если сегодня взгляды автора могут показаться слишком наивными (или, например, слишком категоричными), то в своё время критика находила их недостаточно прогрессивными! Полагали, что герой книжки должен быть героем в полном смысле – примером для читателя, светочем и маяком. Но кому такой персонаж (или такой морализаторский роман) был бы интересен в следующем веке? Ведь это было бы всего лишь более или менее талантливой выдумкой, а не зарисовкой «натуры», не фактом жизни.

Синтез
Значит, одни и те же вопрос волнуют уже несколько поколений нашего народа. И если бы преобладал разброд во мнениях, если бы не было ответов, которые считает правильным абсолютное большинство – вероятно, давно исчез бы и сам народ. Уступил бы своё место на планете более «идейным» соседям.
(лит. пример – одинаковое понимание одной проблемы писателями 18, 19 и 20 веков).

Заключение
И наша задача – предать ценности наших предков нашим потомкам.