Найти тему
История моды с Марьяной С.

История о фаустовской Маргарите, опере и швейной машинке

Помню, как смотрела в кинотеатре "Мир Юрского периода", и в тот момент, когда в очередной раз динозавры громили всё вокруг, в глаза бросилась витрина магазина "Пандора" - во весь экран. Да, в 2015 многие с ума сходили по этим браслетам! Но я сегодня не о них, а о неявной рекламе. :) Какой она бывает.

Так вот, может показаться, что "product placement" - это порождение нашего века. Но нет! Вот вам история, которую мне довелось вычитать в одном дамском журнале за 1877 год. Один мой друг спросил, мол, неужели правда?!.. Ну, во всяком случае, в журнале "Модный свет" историю подавали, как правдивую!

И сразу сделаю сразу маленькое примечание - швейные машинки к тому времени уже активно использовались, и на их рынке уже была конкуренция!

А теперь представьте следующую картину. Бостонский театр, дают оперу "Фауст".

"Фауст и Маргарита , Ари Шеффер, 1840-50. (сс) Wikimedia Commons
"Фауст и Маргарита , Ари Шеффер, 1840-50. (сс) Wikimedia Commons

Это не наши современные постмодернистские спектакли, всё, как положено. Маргарита должна была бы сидеть за прялкой. Знаменитая сцена! Но нет. Случилось неожиданное. Кое-кто оказался - если уж использовать и дальше современный язык - слишком креативным.

"Маргарита за прялкой", Ари Шеффер, 1840-50. (сс) Wikimedia Commons
"Маргарита за прялкой", Ари Шеффер, 1840-50. (сс) Wikimedia Commons

"При явлении, именно, видения, вызванная чарами Мефистофеля Фаусту, Гретхен сидела не за неизбежной прялкой, а за великолепной швейной машиной новейшей конструкции. В то же время посыпался на публику из амфитеатра дождь объявлений, в которых восхвалялись преимущества выставленной швейной машины изречением из второй части Фауста: "Schatz ist sie, Hochgewinn, Besitz und Pfand". [В пер. Холодковского - "В нём наше благо, власть, залог святой"].

"Маргарита у фонтана", Ари Шеффер, 1840-50. (сс) Wikimedia Commons
"Маргарита у фонтана", Ари Шеффер, 1840-50. (сс) Wikimedia Commons

Это, правда, была инициатива не постановщика, а театрального директора. В журнале это описано, как "оригинальная реклама совершенно в американском вкусе". Жаль, правда, что ничего не говорится о реакции публики. Потому что это уже даже не "неявная реклама".

Лично я бы чувствовала, что спектакль для меня окончен. Хотя, быть может, кому-то и понравилось...

Как вам такой "продакт плейсмент"?

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите поддержать автора и узнать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory