Изначально уазданом именовался полноправный представитель гражданской общины, то есть благородный член осетинского общества. Уазданом был признан тот, кто происходил от легендарного предка, также владел землёй, которая передалась ему по наследству и обладал равенством в правах среди остальных уазданов. (Кто такой "уаздан" у осетин?)
В феодальной Тагаурской общине таким критериям следовали только 11 фамилий. Другие же утратили право называться уазданами. У них не было наследственных земель, они проживали на землях феодалов и находились в их зависимости. (Кто такие тагаурцы?)
Многие являлись чужаками-мигрантами, выходцами из соседних обществ, другие же рождались кавдасардами (то есть людьми низшего сословия, которые родились от «номылус» - побочной женщины).
В отличие от остальных обществ, у тагаурцев наименование «уаздан» бытовало у феодальной знати и относилось оно только к представителям высшей знати. Иное название тагаурских уазданов – «тагиата». На русский язык это слово переводится как «потомки «Тага».
К этому потомству были причастны девять фамилий высшего сословия. В Даргавсе продолжали жить Алдатовы, Мамсуровы и Тхостовы. Остальные фамилии с подвластными им сословиями расположились в отдельных поселениях. Есеновы проживали в Уаллаг-Саниба, Кундуховы – в Даллаг-Саниба, Кануковы – в Уалланг-Кобане, Тулатовы – в Даллаг-Кобане, Тугановы – в Тменикау, Шанаевы – в Кани.
К высшему сословию отошли две фамилии, которые не были связаны происхождением с «потомками Тага». Дударовы имели в своих владениях поселения Чими и Ларс. Джантиевы проживали в Каккадуре со своими крестьянами. (Права уаздан. Чужаки в Осетии)
Уазданам-тагаурцам или «потомкам Тага» шёл доход от выплаты крестьянских повинностей, а также от сбора пошлины за переход через Дарьяльскую перевальную дорогу.
Уазданы владели землями в тагаурских поселениях. В обязанности крестьян, которые жили на этих землях, входило выполнение всех приказаний хозяина, так как он позволил им находиться здесь и вести своё хозяйство. Сам же уаздан не занимался хозяйственной деятельностью. Всю работу по дому должны были выполнять его кавдасарды и холопы-кусаги.
Ещё по этой теме:
Кого брали под своё покровительство «сильные» фамилии в Осетии?
Отношения кабардинцев и осетин
Балкарцы и их дружба с осетинами
Грузины и осетины – это разные народы. Значение осетин в жизни грузин