Стоит услышать эти лирические звуки его фортепиано и перед глазами возникают кадры из наших любимых фильмов.
Филип Гласс – самый узнаваемый композитор в мире. Он написал музыку к пятидесяти фильмам: «Часы», «Иллюзионист», «Шоу Трумана», «Мечта Кассандры», а еще «Елена» и «Левиафан» Звягинцева. Его саундтреки добавляют глубины даже самому умному кино. А еще Филип Гласс изобрел новое направление в музыке – минимализм. Простые мелодии, частые повторы, чтобы писать гениальную музыку не обязательно быть супер-сложным. Особенно, когда в твоей жизни и так хватает сложностей, ведь великий композитор мог всю жизнь проработать таксистом...
«Я родился в семье литовских эмигрантов в Балтиморе. У отца был магазинчик пластинок. Возможности нанять продавца не было и с двенадцати лет я продавал пластинки сам. Отца я называл по имени – Бен, чтобы покупатели не догадались, что я его сын»
Филип мечтает стать пианистом. Правда и у старшего брата была такая же мечта, а деньги в семье есть на учебу кого-то одного и счастливчиком оказывается брат.
«Я подсматривал уроки брата, а когда учитель уходил, садился за фортепиано и все повторял. Брат думал, что я издеваюсь, а я лишь хотел научиться играть»
Филип получает музыкальное образование в Нью-Йорке и сразу создает собственный ансамбль. Казалось бы идеальная судьба композитора: гастроли, выступления в театрах... Но заработать музыкой на жизнь – невозможно.
«По вечерам я выступал с ансамблем, а днем работал водителем такси, сантехником и грузчиком. Заработок я тратил на инструменты и оплату помещения для репетиций. Быть артистом в Нью-Йорке огромная роскошь»
Нью-йоркские желтые такси – это настоящий символ города. Туристу достаточно просто вскинуть руку и легендарный yellow cab, как их называют в городе, мгновенно притормозит на обочине. А за рулем может оказаться кто угодно, например, талантливейший композитор. Филип Гласс проработал таксистом в Нью-Йорке десять лет, таким образом, фактически, вписав себя в историю большого города.
Востребованный композитор и низкооплачиваемые работы уровня обслуги... Да, Филип мог устроиться работать в офис, но тогда пришлось бы попрощаться с мечтой о музыке, а таксист может планировать свое время.
«В творчестве самое важное – независимость. Я мог три недели гастролировать, а потом неделю таксовать, а потом снова гастроли. Я думал, что поживу так годик-два... Но прошло три года, потом пять, а потом и десять»
Филипу уже сорок, а он так и не может понять кто он,: композитор или таксист, который по вечерам играет в ансамбле, а на выходных устанавливает в богатых домах посудомоечные машины.
«Однажды я чинил канализацию в доме какой-то творческой богемы. И хозяин вдруг закричал: «Вы Филип Гласс? Я был на вашем концерте. Дайте автограф», а у меня руки грязные и я подумал: какой стыд, мне сорок лет и я уже никогда из этого не выберусь»
А через несколько дней Филипа грабят пьяные пассажиры такси, выходцы из Гарлема. Он с ужасом понимает, что, наверное, всю жизнь занимался не тем. Но часто именно в такие моменты происходят чудеса.
«Авангардный режиссер Роберт Уилсон, предложил мне написать оперу про Эйнштейна. Я написал четырехчасовую оперу, там Эйнштейн играл на скрипке. Я был уверен, что это никому не интересно. Даже, когда я узнал, что Уилсон ставит ее в Метрополитен-опере, я просто махнул рукой»
Но получилось так, что на предпремьерный показ оперы «Эйнштейн на пляже» попал журналист «Нью-Йорк Таймс». Необычная опера его так восхитила, что он разразился восторженной рецензией.
Только представьте себе, 1976 год, Метрополитен-опера и огромные очереди на вход. И нет, это не заезжая оперная звезда – это премьера произведения, которое написал сорокалетний нью-йоркский таксист из семьи литовских эмигрантов.
Невероятный успех, овации, интервью... И вот поздно вечером, уставший Филип Гласс выходит из Оперы и пытается поймать такси, чтобы доехать до дома. Впервые в жизни – он пассажир.
Так за одну ночь все изменилось и малоизвестный таксист стал культовым композитором. И посыпались предложения из Голливуда. Мартин Скорсезе и Вуди Аллен в восторге от его музыки, а в самых кассовых фильмах звучит его музыка.
Сегодня Филипу Глассу – 83 года, но он не собирается на пенсию. Продолжает сочинять музыку и активно выступать. А недавно Гласс написал книгу мемуаров, о том, как он десять лет проработал таксистом. Он уверен, что каждый, кто ее прочитает, поймет, что никогда не бывает слишком поздно верить в мечту.