Жемчужина в пластиковой оправе
Путевые заметки с иллюстрациями и историческими справками
Это сон какой-то. Как я уже писал в предыдущей главе, первое знакомство с этим городом получилось на удивление разносторонним. Встретила меня Сызрань промышленными и железнодорожными джунглями, а покорила уникальным провинциальным модерном. Я точно сюда ещё вернусь: город прямо таки напрашивается на отдельный обстоятельный рассказ.
Вторую половину предыдущего, восьмого, дня путешествия я потратил на то, чтобы найти вменяемый магазин крепежа и починить с помощью этого крепежа палатку. В результате поиски мои увенчались успехом, и палатка была таки починена, а крепёж был приобретён про запас. Это решение спасло мне немало нервных клеток впоследствии, когда после неудачного схода на обочину я приложился палаткой об отбойник.
В поисках этого самого крепежа я объехал почти всю Сызрань, и мне было на что посмотреть. Для такого маленького города, а население Сызрани всего 160 тысяч, у неё очень большой центр, превосходно сохранившийся до наших дней. Причём исторической архитектуры много по обеим берегам Крымзы. Противоположный берег ожидаемо беднее по застройке, но и там много интересного.
Я уже писал, что Сызрани в начале ХХ века очень сильно не повезло. В городе случился сильнейший пожар, в результате которого без крова осталось 30 000 человек (две трети населения города) и сгорело 5 500 домов. Но это несчастье сделало Сызрань той самой жемчужиной на Волге: она застраивалась вплоть до начала Первой мировой в стиле модерн, и стала городом с самой высокой концентрацией этого стиля на Волге.
Ходить по центру можно бесконечно. Посмотрите на это великолепие. Это уже даже не модерн в чистом виде, а симбиоз двух стилей: модерна и эклектики. Угловой дом принадлежал купцам Сыромятниковым - крупнейшим торговцам хлебом в Сызрани. Город в те годы вообще был крупным центром хлебной торговли, уступая разве что более крупным Саратову, Нижнему и Самаре.
Для центральной улицы города - Советской - характерна застройка в стиле "единой фасады", когда дома стоят стена к стене, а их фасады сливаются в единое целое, оживляя улицу и делая её более уютной. Советская, а до 1917 года - Большая, упирается в Сызранский кремль. Вернее в то, что от него осталось: Спасскую башню. В создании архитектурного облика Большой принимал участие выдающийся архитектор Фёдор Шехтель. Для осознания масштаба личности: его именем назвали планету.
Улица Большая и сейчас центр общественной жизни города. Была она таковой и до революции 1917-го. Здесь находились торговые ряды, лавки, лучшие городские гостиницы: "Европейская", "Батум", "Центральная". Здесь были открыты первые в городе аптека и больница. Здесь же находился первый в городе Городской общественный банк, выдававший ссуды местным купцам. На Большой улице были открыты Женская гимназия (1871), Реальное училище (1873) и Публичная библиотека (1878).
Археологи утверждают, что человек впервые основал поселение в районе Сызрани ещё 3,5 тысячи лет назад, но сам город, а точнее крепость, Сызрань был основан в 1683 году воеводой Григорием Козловским, по одному из самых ранних указов царя Петра I. Построенная в конце XVII века крепость уже в XVIII веке теряет свою военную функцию в результате экспансии на юг и на восток, и город превращается в крупный торговый центр на Волге.
Однако несмотря на свою короткую историю как военной крепости, Сызранский кремль успел побывать и в серьёзных сражениях, и в руках неприятеля: его взял Емельян Пугачёв. Окончательно деревянную крепость, в которой в XIX веке разместили уездную тюрьму, добил пожар всё того же 1906 года. В огне относительно не пострадали только старинная Рождественская церковь 1717 года да каменная Спасская башня.
Сызрань сегодня - пример того, как люди бездумно и равнодушно относятся к своей истории и к уникальному облику города, который мог бы стать настоящей туристической жемчужиной области. Очень жаль.
Участок: Сызрань
Расстояние за день: 3 км.
Расстояние итого: 536 км.
Из них:
Велосипед: 511 км
Корабли: 2 км
Пешком: 7 км.
Трамвай: 16 км.
Реки: нет
Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал и следите за обновлениями!
Читайте канал и подписывайтесь на мои соцсети:
Фейсбук | Вконтакте | Инстаграм | Ютуб о танго | Ютуб о путешествиях |
Путешествие из Казани в Крым на велосипеде:
День 1: А всё-таки люди у нас хорошие! | День 2: Дождя много не бывает | День 3: Красота природы и серость городов | День 4: Мгновенная карма | День 5.1: Огни Севера - боль и кошмар в Ульяновске | День 5.2: Ульяновск: всё не так уж плохо! | День 6: И вновь начинается бой | День 7: Дорогу видишь? А она есть! | День 8: Ожидание vs Реальность |