🐋 Многие говорят о защите подводных млекопитающих. А кто-то их защищает. Эта тема для нас особенно важна, потому что фридайвер является частью подводного мира. Такого же прекрасного и уязвимого. Без кислорода. Лицом к лицу со стихией и в абсолютном одиночестве.
Рассказ нашего ученика Олега Гаврилина о том, как он встретился с «глубиной» и о своем вкладе в защиту окружающей среды.
- Сколько себя помню я был влюблен в мир дикой природы — особенно подводной, особенно в китообразных. Сериал «Флиппер» и фильм «Спасите Вилли» надолго запали в душу. В 2008 году я исполнил давнюю мечту и поплавал с дельфинами в тогда еще работавшем Утришском дельфинарии. Я был неприятно удивлен неприязнью и раздражением, с которым животные встретили людей. По их поведению было очевидно, что нам в бассейне не рады, да и бассейн этот был глубиной всего в человеческий рост — как тут не задаться вопросом, удобно ли в нем живется. Через несколько лет подгоняемый любопытством, я отправился на Белое море — в дайв-центр «Полярный круг», рядом с которым располагались морские вольеры Утришского дельфинария.
Именно туда отвезли якобы на реабилитацию старую звезду дельфинария, белуху Егора, чье выступление я видел еще будучи школьником. Очень рассчитывал снова его повидать. Егора в вольерах не оказалось: тренеры утверждали, что звезда сбежала. Зато были другие, свежепойманные белухи. Купание с ними в ледяной воде подтвердило догадку: китообразные совсем не горят желанием общаться с людьми — они нас боятся и предпочитают избегать. А как же все эти шоу с улыбающимися дельфинами, которые целуют тренеров? Что-то здесь нечисто.
Я начал копать в сети и нашел фильм «Бухта» про дрессировщика дельфинов Рика О’Бэрри, который тренировал животных для того самого сериала «Флиппер». Он разочаровался в своей профессии и посвятил жизнь тому, чтобы рассказать, какой это кровавый, жестокий и циничный бизнес — отлов дельфинов. Так я выяснил, что все без исключения дельфинарии построены на лжи.
Если вы видите шоу с дельфинами, подумайте, а откуда эти животные собственно взялись. Вы же не думали, что обозленное и измученное животное будет по собственной воле задорно прыгать через обруч? Я, конечно, не Рик О’ Берри, но тоже решил посвятить хотя бы часть жизни тому, чтобы рассказать правду о китах и дельфинах, а также показать их в естественной среде обитания.
В 2015 году я сделал документальную короткометражку «Смотрящие на китов» о биологах МГУ, которые изучают касаток на Камчатке. Снимал я тогда исключительно с лодки, с погодой тотально не везло — пейзажи получились красивыми, а вот кадры с животными — не очень. Нужен был следующий шаг, вернее, нырок — под воду. Но прежде чем его сделать я решил основательно подготовиться. Так и состоялось мое знакомство со школой «Глубина».
Мы с супругой прошли базовый курс фридайвинга перед поездкой на Азорские острова, а сам я продолжаю тренироваться до сих пор. Звезд с неба, точнее, со дна не хватаю, но фридайверская подготовка спасла мне жизнь в один ветреный день на острове Маврикий, куда мы с товарищем прилетели снимать кашалотов. Если бы не обстоятельные уроки плавания Игоря Болгова, быть может, не писал бы я эти строки.
Всегда любил воду, но теперь я, кажется, начинаю по-настоящему ее чувствовать и лучше понимать ее обитателей. Попытки снять подводное кино продолжаются. В 2018 году по стране прокатилась волна возмущений из-за того, что на Дальней Востоке группа бизнесменов незаконно отловила более сотни детенышей белух и касаток для продажи в зарубежные океанариумы. После серии пикетов, и судебных разбирательств часть детенышей удалось вернуть в океан, но самые маленькие погибли. Отловщики говорят — «сбежали». Наверное, также в свое время «сбежал» и Егор на Белом море.
В 2019 году на сайте Российской общественной инициативы собрались 100 тысяч подписей за запрет отлова морских млекопитающих для развлекательных заведений. В ответ на это российские чиновники собрали научную комиссию и постановили, что гражданам со своей инициативой нужно идти куда подальше — ловили, дескать, и ловить будем. Только среди так называемых экспертов в комиссии не было ни одного специалиста по морским млекопитающим.
Я хочу рассказать, что думают об этом вопросе настоящие биологи, которые много лет изучают дельфинов, белух, касаток и китов. Задача непростая — для ее выполнения нужно глубоко вдохнуть и с головой погрузиться в глубокий омут. К счастью, благодаря школе «Глубина» я теперь знаю, как это сделать.
Олег Гаврилин.