Найти тему

Я говорю ТРИЗу "Да"

Оглавление

Теорию решения изобретательских задач придумал советский учёный и инженер Генрих Альтшуллер ещё в 1946 году. Сама методика ТРИЗ довольно сложна для понимания, но вот ТРИЗ-педагогика, которая активно развивается в последнее десятилетие, доступна и адаптирована как раз под детский возраст. Это уникальная теория, способная развивать в ребёнке качества, необходимые для становления творческой личности.

Как пришить пуговицу без ниток и иголки?

Как поделить одну игрушку и не поссориться с другом?

Как дойти до дома, если шнурки порвались?

Попробовав дать ответ на эти вопросы, вы поймёте, что

единственно верного варианта здесь нет.

Придётся поднапрячь мышление и фантазию. Оказывается, вариантов решения здесь множество.

И каждый из них подходит, если подкрепить его доказательствами.

Это и есть ТРИЗ.

Плюсы ТРИЗ:

 1. Развиваются аналитические способности, фантазия и творческое мышление.

 2. Практическое применение в жизни.

 3. Развивается способность мыслить системно, то есть умение воспринимать объект комплексно, во взаимосвязи с другими предметами, видеть все противоречия и связи.

 4. Раскачивается креативность, ТРИЗ учит искать максимальное количество правильных решений.

Более плотно с данной теорией мы с дочкой познакомились около года назад, когда уже перешли на семейное образование. Тогда я активно осваивала нестандартные способы обучения. А первое знакомство произошло совершенно случайно.

-2

Чтобы не скучать в длительной поездке, я скачала одно приложение на телефон. Там нужно было решать задачки нестандартными способами. Я сразу заметила, что дочка справляется лучше, мне же находить выход из ситуаций было гораздо сложнее.

Я запомнила одну игру. Она называлась «Четвёртый лишний». В ряду «помидор, банан, апельсин, яблоко» нужно было найти лишний предмет. Я сразу кликнула на «помидор» (потому что единственный овощ). Но дочка остановила меня. Её вариант был следующим: апельсин (потому что цитрусовый), банан (потому что продолговатый), помидор (потому что растёт на кусте, а остальные на деревьях). Мне стало интересно! Дома я покопалась в интернете и поняла, что столкнулась с ТРИЗ.

С тех пор мы часто решаем подобные задачи. Обсуждаем их всей семьёй. Ищем противоречия и пути решения. Устраиваем «мозговой штурм».

-3

В этой методике мне нравится ещё и то, что она учит применять нестандартные подходы в бытовой среде.

Так дети развивают не только своё мышление, но и получают навык решения жизненных проблем.

Дочка у меня творческий человечек, а ТРИЗ очень хорошо развивает творческое мышление. И её богатая фантазия здесь только в помощь.

Предлагаю вашему вниманию несколько вариантов подобных игр, в которые можно поиграть, например, на прогулке с детьми.

-4

Ассоциации. По очереди называете слово, которое возникает в голове в ответ на предыдущее. Интересно запомнить самое первое и самое последнее слово. И потом сравнить, далеко ли вас увела фантазия. Например, осень-дождь-холодно-холодильник и так далее.

 Противоречия. Называете какое-либо действие, а ребёнок называет противодействие к нему (создать–уничтожить, строить-ломать, острый-тупой).

 «Четвёртый лишний». Для этой игры заранее на листочке нужно написать ряды слов. Или же скачать подходящее приложение на телефон.

Можно порассуждать на следующие темы:

Зачем домам окна?

Как перенести воду в решете?

Почему деревья сбрасывают листья?

Зачем изобрели вилку?

Таким образом, ТРИЗ развивает креативность и изобретательность, расширяет кругозор, учит подходить с разных сторон к решению проблемы и придумывать свои варианты.

То есть попросту учит смекалке во всех областях жизни!

Автор: Елена Лачина, лингвист-переводчик, мама дочки на СО

Читайте также статьи автора:
Не пишем диктантов, не учим правил и не видим причин это делать
Мультики о гуманизме, феминизме и пацифизме: смотреть всем!
10 бесплатных сайтов для онлайн-обучения.

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Спасибо за ваши "Спасибо". Подписывайтесь на канал.