Академия художеств была единственным высшим учебным заведением России, куда принимали крепостных.
Повесть Маргариты Ямщиковой (псевдоним - Александр Алтаев) "Пасынки Академии" - о том, что была у крепостных мальчиков совершенно законная возможность "выйти в люди", стать не просто свободным, а барином. Дворянином! Для этого надо было "всего-навсего" окончить Академию художеств в Петербурге. Конечно, с разрешения своего ХОЗЯИНА.
Одни господа желали иметь собственного "маляра - живописца", и требовали от своих холопов отличной успеваемости, другие же с помощью Академии делали дворянами собственных внебрачных детей, и их успехами не интересовались - был бы диплом.
Но в одних классах с этими "пасынками Академии" учатся и "вольные", и даже дворяне. Было бы преувеличением сказать, что на несколько лет они стали одной семьёй - нет, они соперники. Но соперники в служении музам, сословной спеси или рабской приниженности эти стены не видали! Удивительное сообщество людей увлечённых, любознательных, талантливых.
Но вот, представитель одной из знатнейших фамилий, граф Фёдор Толстой, оставляет военную службу и поступает в Академию, чувствуя своё призвание. Семья возмущена настолько, что отказывает ему во всякой материальной поддержке: аристократ-художник?! Позор! На его стороне только старая няня Ефремовна: "Не будешь, Феденька, счастлив без Академии? Ну и живи счастливо, а из чего щи сварить, я всегда найду". Значит, это Ефремовне мы обязаны появлением одного из лучших русских скульпторов.
Теперь в особнячке графа - художника собираются те, кого спустя два поколения назовут "интеллигенцией". Здесь не меряются знатностью и богатством. Здесь читают стихи и обсуждают новинки литературы и живописи, здесь делятся творческими планами и мечтают прославить Россию. Здесь замечают друг друга, влюбляются и даже решаются объясниться в любви племянница графа Машенька и молодой художник Сергей Поляков.
- Серёжа, вы любите всё, что люблю я... вы очень красивы, Серёжа!
- Я крепостной...
- Но ведь после Академии вам сразу дадут чин и дворянство. И мы обвенчаемся!
***
..."Счастье было так возможно, так близко", но...
Несколько господ решили не отпускать своих крепостных, и шестерым "пасынкам Академии" за месяц до выпуска объявляют, что они исключены. Господа забирают их в свои имения.
Поляков ещё оказался в лучшем положении - его хозяйка, Елизавета Хитрово, живёт в Петербурге. Но все просьбы знатных друзей её крепостного "маляра" ей просто смешны - почему это она должна отпускать того, кто может "представить её хоть в виде Омфалы, хоть в виде Цереры"?
Сергей пытается примириться со своей участью, но чувствует - жизнь проходит мимо. Бежать? Куда? Ах, не всё ли равно! И Машенька готова ему помочь, готова стать соучастницей. Счастлива была бы убежать с ним, но очень больна... Она умрёт зная, что её любимый свободен!
И вот - жизнь скитальца, а попросту говоря, беспаспортного бродяги. И при всякой возможности - занятия рисованием, ведь Сергей даже мысли не допускает, что с любимым делом, с профессией можно расстаться. Как же Василий Тропинин, великий художник, до шестидесяти лет был крепостным - и сумел сохранить не только мастерство, но и живую душу? Как он понимает Сергея! Но сам - сам спасается только работой. Всё ещё надеется выкупить из крепостного состояния своего сына Арсения.
А в это время... в Петербурге восстание! За волю! Неужели?!
Как горько читателю сознавать, что надежды героя напрасны - декабристы не победят.
Тихая пристань, спокойная жизнь будет недолгой, но всё-таки будет - в имении петербургского друга, помещика Елагина. Сергей станет учителем его сыновей. И один из его учеников, Александр Агин, станет известным художником, первым (и пожалуй лучшим) иллюстратором Гоголя. Это ему предстоит создать те самые «портреты» гоголевских помещиков, которые вот уже полтора века украшают собой все школьные хрестоматии!
Но почему урезанная фамилия? Агин, а не Елагин?
Горький парадокс русской жизни - эта помещичья семья - сами жертвы общественного порядка. Мать этих мальчиков - крепостная крестьянка. Родня запретила Елагину жениться на ней, он не настаивал. И так любил, и так жили хорошо, дружно. Но вот- простудилась Параня и умерла! И теперь её сыновья числятся крепостными у собственного отца. Как бывшие крепостные, они не унаследуют отцовскую фамилию, но всё же выйдут "в люди".
Один путь мальчикам - в Академию!
***
Факты жизни Полякова в повести изложены с изрядной долей художественного вымысла. Поэтому автор и заменила герою имя. В книге - Сергей, в жизни художника звали Александром Васильевичем.
Редкостный талант едва не был загублен: художник несколько лет был подмастерьем у Джорджа Доу - автора Галереи 1812 года в Зимнем дворце.
Доу был уникальным рвачом - все портреты писал в нескольких экземплярах. Один - для галереи, остальные - на продажу.
Свою работу ставил, как образец, а Полякову вручал едва начатые холсты - заканчивай! Закончил более 200 штук... Очень непросто было потом найти свой собственный почерк!
А на свободу всё же вырвался. Получил вольную за полтора года до смерти - и умер в 34 года.
Вот две его работы последнего года жизни:
Безо всякого вымысла, практически документально об этом художнике рассказано в другой замечательной повести - у Владислава Глинки. "Судьба дворцового гренадера".