В сентябре этого года мы запустили Исследование уровня цифровизации экономики Пермского края. Это масштабный проект, пилот которого реализуем в Перми, и планируем масштабировать до национального уровня. Методика исследования разработана проектной группой кафедры менеджмента Пермского государственного научно-исследовательского университета под моим руководством. Официальный сайт исследования - https://digital-index.ru/.
На этой неделе подвели предварительные итоги. Исследование продолжается. Тем не менее, уже десятки компаний разных масштабов и форм собственности заполнили анкеты, и мы можем выявить некоторые закономерности.
Во-первых, коротко о сути исследования. Она выражается в том, что анализируются отдельно взятые хозяйствующие субъекты (предельно конкретно). Замеряем, по сути, 2 показателя: уровень цифровизации внутренних бизнес-процессов, а также уровень цифровизации взаимодействия с внешними контрагентами (клиенты, соискатели, поставщики и т.д.). Таким образом, у нас получается сводный индекс цифровизации (макс - 100%, мин - 0 %). В зависимости от полученного процента компании можно отнести к следующим уровням цифровизации: локальная, частичная, комплексная, умная компания, цифровая экосистема.
Итак, по предварительным оценкам среднее значение уровня цифровизации внутренних бизнес-процессов в пермских компаниях составляет 60%, что позволяет отнести большую часть компаний к уровню "частичной цифровизации". Среднее значение уровня цифровизации взаимодействия с внешними контрагентами составляет порядка 46%. При этом, если посмотреть на характеристики исследуемых компаний, то можно утверждать, что среди более крупных компаний вышеуказанные уровни цифровизации составляют 77% и 50 %, соответственно. Налицо прямая взаимосвязь цифровой готовности и масштаба компании. Что, очевидно, определяется наличием ресурсов, которые могут быть своевременно направлены на развитие цифровой среды. Малые компании в большей степени пока вынужденно идут в цифровизацию под давлением внешних обстоятельств с минимальными ресурсами.
Если смотреть по блокам бизнес-процессов, то наиболее развито во всех уровнях компаний направление "финансы и бухгалтерия". Самые западающие области - маркетинг и управление персоналом.
Универсальных рецептов быть не может по причине необходимости учитывать всю совокупность особенностей каждой отдельно взятой компании, именно поэтому мы избрали не самый простой, но, на наш взгляд, наиболее достоверный способ исследования - вплоть до отдельного хозяйствующего субъекта. И у каждой компании, принявшей участие в исследовании, есть своя дорожная карта и рекомендации по запросу. Тем не менее, один общий вывод напрашивается. Необходимо уделить пристальное внимание бизнес-процессам, связанным с маркетингом - начиная от сайта, характеристик его лидогенерации, заканчивая аналитикой эффективности рекламных кампаний, управления воронками продаж, клиентским сервисом.
В части CRM, например, тенденция такова, что компании зачастую тратятся на приобретение и установку системы, но забывают напрочь о настройке под собственные уникальные параметры, обучение и вовлечение сотрудников. И получается, что CRM вроде есть, но просто, чтобы была. Эффекта нет.
Если компании возьмут на вооружение свои дорожные карты на уровне действия, а не принятия к сведению, то вполне реально, что к следующему году все показатели могут вырасти на 20-30%.