Фильм, судьбой в тридцать лет
Что-то меня потянуло на военные темы, благо фильмов о них много. Мне уже давно хотелось как-нибудь затронуть ”Список Шиндлера”. К тому же тут можно писать не только о самой истории, но и о том, как этот фильм создавали. Вы знаете кто режиссёр этого фильма? Вряд ли поверите – Стивен Спилберг. Один из легендарных режиссёров Голливуда. А ведь этот фильм чуть не попал в руки другому легендарному режиссёру Голливуда – Мартину Скорсезе. Точнее, даже попал, но ненадолго.
Фильм тяжёлый, как и всё о войне. К тому же он снят не столько, как развлекательное кино (игровое), сколько ближе к документальному. Не надо удивляться, что фильм чёрно-белый. Это сделано специально, а не в целях экономии бюджета (с одной стороны, денег на него ушло не так уж много, по меркам Голливуда. С другой стороны, как чёрно-белое кино, да ещё частично снятое ручной камерой, оно считается одним из самых дорогих). Более того – этот фильм не просто о войне, а о тех, кто был спасён во время Холокоста.
Как взяться за фильм?
Список Шиндлера - это список спасённых им жизней (говорят, что их около девяти, списков. Но фильм затрагивает лишь два, историки нашли пять). Тех евреев, которые должны были отправиться в концлагерь и там погибнуть. Один из таких выживших захотел отблагодарить Шиндлера и сделать по этим событиям фильм. В первый раз это пытались провернуть с шестидесятых годах прошлого века. Одним из создателей фильма должен был стать режиссёр ”Касабланки” (фильм считается классикой, и тоже о Второй мировой войне. Но вымышлен от и до).
В то время создание фильма застопорилось. Вместо него появилась книга – ”Ковчег Шиндлера”. И спустя какое-то время эта книга попадает в руки Спилбергу. Создатель ”Индианы Джонса”, ”Парка Юрского периода”, ”Челюстей” и других популярных фильмов, проникся. Он решил, что по этой книге должен быть фильм. Однако сам он не считал возможным браться за столь тяжёлое дело. Тяжёлое не в смысле съёмок. А в том смысле, что он морально тяжёлый.
И режиссёр малодушно попытался передать режиссуру другим. Полански например (знаете такого? Нет? А зря, весьма эпатажная личность в мире кино). Полански отказался браться за съёмки. Хотя, казалось бы, ему, бывшему узнику концлагеря, эта тема должна даться особенно хорошо. Но нет, всё произошло с точностью наоборот. За фильм почти взялся Мартин Скорсезе. Откупившись от Скорсезе другим проектом, Спилберг взялся за дело. И тут ему прилетает от продюсеров требование сначала снять ”Парк Юрского периода”. Поняв, что логика в этом требовании есть, Спилберг согласился.
И вот, десять лет спустя
Фильм провисал больше десяти лет. По решению самого Спилберга. Он хотел создать реальную картину. И он её создал. Основная канва здесь практически историческая. Если не брать во внимание некоторые ляпы. Разные мелкие детали вроде бутылки современного коньяка. Но историческая канва передана весьма достоверно.
Говорят, что Спилберг брал в фильм только поляков, евреев и немцев. Он хотел максимальной достоверности. Он скупал настоящую одежду тех времён, выстраивал точные декорации, много общался с выжившими. Он проводил свои расследования, чтобы не облажаться. И его усилия были оценены шестью Оскарами. В том числе и за лучший фильм.
И ещё одно – вы удивитесь, да? Меня удивило. Так вот – Спилберг отказался от прибыли. Он сказал, что если возьмёт эти деньги, то будет ощущать себя так, словно владеет кровавыми средствами. Поэтому он передал всё, что заработал в благотворительный фонд помощи жертвам Холокоста…
И теперь кое-что из истории
Коснусь лишь некоторых моментов. Хотя, пожалуй, совсем коротко, о чём этот фильм. Оскар Шиндлер, немецкий предприниматель, думает о том, как нажиться. Он покупает фирму по изготовлению эмалированной посуды. И нанимает рабочих евреев. Просто потому что они работают лучше поляков, ставших частью Германии. Однако чем больше он знакомится с евреями, тем сильнее к ним привязывается. И под конец спускает все деньги на то, чтобы им помочь избежать смерти.
А теперь о фильме. Вы помните ту жутковатую… ладно, ужасную сцену, когда во время массового уничтожения людей на кадрах появляется девочка в красном пальто? Это не режиссёрская красивость. Это реальный факт. Причём называют как минимум два прототипа девочек. Одна из них выжила. Другая была в белом пальто, так что не знаю, почему её посчитали за прототип.
Сам Шиндлер был авантюристом. Во всяком случае, так его характеризует вдова. Он был готов на всё, даже на огромный риск, лишь бы удовлетворить эту свою страсть. И если поначалу он мечтал о том, как заработать, то потом начал сходиться с евреями и проникаться их бедами. Он же от евреев и узнал ту фразу, ставшую лейтмотивом фильма – «спасая одну жизнь, ты спасаешь много жизней».
И ещё, Спилберг растянул сцену ликвидации гетто на двадцать минут. Хотя в романе она занимала всего одну страницу. Ему хотелось, чтобы это придало дополнительную эмоциональную окраску для зрителя. И сделало больше похожей на кинорепортаж тех времён.