Black Lives Matter или All Lives Matter. За последнее, как показала практика, в США можно отправиться на тот свет. Однако проблема расизма, действительно не ограничивается проблемой белые-чёрные. И да, расизм есть на Ближнем Востоке.
Расизм по версии ООН: это вера в то, что существуют группы людей с особыми (обычно физическими) характерными чертами, которые ставят их в более высокое или более низкое положение по отношению к другим.
Во многом расизм в мире проистекал так или иначе из существования рабства и благополучно перекочевал в современность.
Начнём с того, что рабство на Ближнем Востоке было исторически. И оно остаётся до сих пор. Исторически рабство в некотором смысле было инструментом распространения ислама и расширения «паствы», и сторонники рабовладельчества (а такие есть) указывают на особую гуманитарную роль рабства в «просвещении» неверных и заблудших. Дети рабов и военнопленные становились рабами, только если они были немусульманами. Принятие ислама фактически давало людям билет в новую жизнь. Однако вступать в брак с «белыми» они все же не могли.
Поэтому расизм у арабов имеет определенную религиозную коннотацию.
У меня есть знакомый байкер из Мекки, познакомились, когда он с тремя друзьями из Саудовской Аравии в Россию приехал на мотоциклах на Чемпионат мира по футболу, а Arab News решил поэксплуатировать меня не только как аналитика, но и спецкора. Делала с ними интервью и репортаж. Так вот, почему я о нем вспомнила, потому что, встретив его на улице, вы никогда не догадаетесь, что человек из КСА. Скорее из какой-нибудь африканской страны, потому что он крепкого кофейного цвета кожи с достаточно сильно выраженными негроидными чертами лица. Потомки чёрных рабов, мавров, в изобилии присутствуют на Аравийском полуострове (да и не только), и они хорошо интегрированы, и, на сколько мне известно, им особо никто не предъявляет за цвет кожи в работе, особенно учитывая, что они граждане своих стран, и их семьи проживают на тех землях не одно поколение. К неграм из мира по ту сторону границ, особенно не принявшим ислам, отношение... иное... К темнокожим на Севере Африки отношение терпимое, в особенности, опять же, к собратьям по вере. Но... к примеру, Египтяне с Верхнего Нила, отличающиеся значительно более смуглым цветом кожи, чем их северные сограждане, всегда одни из главных героев анекдотов. Примерно также, как чукчи у нас. Выходцы из верховьев Нила обычно мало образованные, малограмотные и сильно отставшие от жизни. Местные аборигены, над которыми принято подшучивать. Только что это? Расизм? Или же всё-таки нет? Есть неприязнь к суданцам. Но не из-за цвета кожи, а из-за неприязни к их менталитету. Есть неприязнь к пакистанцам. Что тоже не имеет никакого отношения к расизму. Просто неприязнь к каким-то проявлениям этнических групп Пакистана. (Шок-контент: нет такой национальности или этноса и уж тем более рассы: «пакистанец».) Шовинизм - вполне!
Но нужно признать, что все же определенное притеснение существует. Ну, к примеру, арабская семья ляжет костьми, чтобы не дать браку с темнокожим(-ей) осуществиться. Хотя иногда семьи не возражают. Редко. Но потом пара сталкивается с серьезными нападками со стороны некоторых представителей общества. Собственно поэтому потомков мавров, чёрных рабов, всегда видно. Цвет кожи не «выбелился» из-за отсутствия смешанных браков. Чернокожим не удаётся сделать политическую карьеру. Но «проблемы» чёрного населения в арабских странах поднимается и раскручивается в основном только благодаря американским НКО, которые учат темнокожих, объясняют им как плохо с ними поступали и поступают арабы, объясняют, как нужно отстаивать свои права и требовать инклюзивности в политической и социальной системах, и, конечно, извинений за прошлое.
Несколько более выраженная ситуация с азиатами. Именно азиаты, по большей части филиппинцы, становятся жертвами все ещё процветающего рабства. (Отменять можно на законодательном уровне, в традициях и мозгах все остаётся неизменным).
Домработницы, устраивающиеся по липовому контракту, остающиеся в итоге без паспортов и с мизерной зарплатой, практически без возможности сбежать от хозяев. Рабочие на стройках, подчас трудящиеся за еду, живущие в нечеловеческих условиях. Арабы азиатов по большей части не воспринимают и относятся как к людям третьего сорта. Но не всех. Туркмены, киргизы и казахи с узбеками в этот список не входят, не сложно догадаться почему. Ну и, конечно, азиаты с деньгами. Чем больше денег у азиата, тем сильнее его «в лицо» любит араб, не переставая презирать его «за спиной». Китайцы с японцами очень сильно зашли на Ближний Восток с инвестиционными контрактами и проектами, поэтому поводов их полюбить у местного населения появилось предостаточно.
Очень любят в арабский расизм ещё записывать этнические чистки и притеснения этнических и религиозных меньшинств, но это совершенно разные вещи. Национализм, религиозная нетерпимость, ксенофобия и расизм это явления абсолютно разного порядка, как и их причины, последствия и проявления.
Арабы друг с другом грызутся постоянно. И расизм тут не причем.
В арабском мире куда более явно можно встретить некие формы шовинизма, о чем я упоминала выше. Но очень специфические, поскольку единой арабской нации не существует. Халиджи (люди с Залива) считают себя более настоящими арабами и таким образом выдвигают себя некоей доминантой так называемого арабского мира, глядя на остальные арабоязычные страны и народы несколько свысока. Но магрибинцы их ненавидят и презирают, считая себя более богатыми культурно и ментально. Внутри самих же стран Залива одно племя превосходит другое, внутри племени - клан. Внутри клана - семья. И все это дружит и враждует, кашеварится. Расизм же имеет, конечно, место быть. Но в форматах, описанных выше. И без расизма арабы всегда найдут над кем подоминировать и под кем попритесняться.
Расизм существует везде и всегда; и всегда будет сохраняться до тех пор, пока люди будут так или иначе обращать внимание на цвет кожи и разрез глаз, вместо того, чтобы относиться ко всем, как к людям, и судить всех гомосапиенсов по деяниям их.
#заметкинаполяхменталитета